Владелец группы "Сумма" Зиявудин Магомедов последовательно собирает в своих руках активы, позволяющие транспортировать российское зерно за рубеж. Похоже, бизнесмен хочет создать нечто вроде зерновой "Транснефти". Однако на его пути встал Олег Дерипаска. Ему уже удалось заблокировать передачу "Сумме" активов Объединенной зерновой компании, но, судя по всему, Магомедова это не остановит.
Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова является одной из крупнейших частных холдинговых структур России, и в прессе ее называют одной из самых непрозрачных. В частности, точно не известно, какова доля в компании самого Магомедова и кто другие акционеры.
Неизвестно, сколько стоит "Сумма", и даже точно нельзя сказать, какие структуры входят в холдинг. В презентации группы указано только, что речь идет о логистических, портовых, телекоммуникационных, металлургических, горнорудных и электроэнергетических активах.
Тем не менее, в СМИ время от времени появляется информация о компаниях "Суммы". Так, в начале мая стало известно, что группа Магомедова владеет железнодорожными компаниями, сотрудничающими с "Транснефтью".
В течение последних двух лет активность "Суммы" на рынке слияний и поглощений сильно возросла. Первоначально деятельность группы, специализирующейся на логистических активах, ассоциировали с транспортировкой нефти. При этом об источниках средств группы на покупку новых активов деловые издания не сообщали почти ничего.
В 2010 году компания совместно с "Транснефтью" получила контроль над Новороссийским морским торговым портом - крупнейшей стивидорной структурой России. По оценкам экспертов, это позволило "Сумме" контролировать до 70 процентов российского нефтяного экспорта в Западную Европу.
В конце 2011 года группа "Сумма" победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала в Роттердаме. Вместе с голландской Vitol российская группа намерена вложить в него миллиард долларов.
Таким образом, у Магомедова появилась возможность не только отправлять нефть из РФ, но и принимать ее в Европе. В марте 2012 года "Сумма" заявила о намерении построить порт в Китае, в 150 километрах от Пекина.
К маю 2012 года стало понятно, что кроме нефти "Сумму" интересует экспорт российского зерна. Прежде всего, группа уже имеет долю в крупнейшем российском глубоководном порту - Новороссийском. Его максимальная мощность перевалки зерна составляет 11,5 миллиона тонн в год.
По данным деловых изданий, "Сумма" также намерена приобрести группу Fesco ("Дальневосточное морское пароходство"). Она уже начала скупать транспортные структуры, но контроля еще не получила. В свою очередь, Fesco контролирует Владивостокский морской торговый порт, на территории которого планируется строительство зернового терминала мощностью 1-2 миллиона тонн в год.
Но стать настоящим зерновым магнатом Зиявудину Магомедову позволило бы только приобретение ОЗК - структуры, аккумулировавшей государственные активы отрасли. Компания, созданная в 2009 году на базе унитарного предприятия "Федеральное агентство по регулированию продрынка", имеет доли в трех десятках предприятий, занятых в транспортировке, перевалке и хранении зерна.
Согласно стратегии развития ОЗК, к 2015 году ее мощности по перевалке зерна должны превысить 6,5 миллиона тонн в год. При этом компания является лидером в стране в сфере хранения зерновых: общая мощность элеваторов ОЗК к 2015 году должна составить 8,44 миллиона тонн.
"Сумма" и ОЗК имеют один совместный проект. Компании намерены построить зерновой терминал в городе Находка Приморского края, который позволит переваливать пять миллионов тонн зерна в год. Стоимость проекта оценивается в пять миллиардов рублей.
Кроме того, две структуры являются совладельцами Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП). Его контролирует ОЗК, "Сумме" принадлежит около 30 процентов. Новороссийский зерновой терминал, который также является одним из крупнейших предприятий по перевалке зерна в стране, полностью принадлежит компании Магомедова.
Приватизация ОЗК была назначена на 2012 год. "Сумма" стала первым претендентом на этот актив, еще в конце 2011-го уведомив правительство о своих намерениях. На протяжении всей "гонки" за право выкупа 50 процентов минус одна акция ОЗК "Сумма" считалась явным фаворитом.
Какая доля рынка транспортировки и перевалки зерна придется на структуры Зиявудина Магомедова в случае получения контроля над ОЗК, точно сказать сложно. Дело в том, что российские органы власти не публикуют официальной статистики по мощностям портовых зерновых терминалов. По оценкам министерства сельского хозяйства США, мощности экспортной перевалки зерна в России составляют около 25 миллионов тонн в год. В ОЗК называют цифру в 28 миллионов тонн.
Следовательно, вместе с ОЗК "Сумма" вполне может занять около 50 процентов рынка. Такое положение одной компании уже может характеризоваться как монопольное.
Структуры Зиявудина Магомедова были далеко не единственными, кто желал приобрести Объединенную зерновую компанию. Заявки на конкурс подали агрохолдинг "Кубань" (входит в "Базовый элемент" Олега Дерипаски), один из крупнейших мировых трейдеров Louis Dreyfus, "Русагро", АФК "Система", "Био-тон", а также "Нефтегазиндустрия" (про последнюю говорили, что она действует в интересах неизвестной крупной компании, остающейся "в тени").
В результате к аукциону были допущены "Сумма" и "Русагро". Первая получила право купить акции ОЗК почти за шесть миллиардов рублей, обойдя конкурента в ходе торгов на 200 миллионов. Как пишет в номере от 15 июня газета "Ведомости", остальные участники получили отказ, так как фактически под условия конкурса попадала только "Сумма". Теперь Зиявудин Магомедов сможет стать собственником государственных зерновых активов после одобрения результатов конкурса правительством.
Однако на пути "Суммы" оказался "Базэл" Дерипаски. 14 июня Федеральная антимонопольная служба возбудила дело по признакам нарушения конкуренции при проведении торгов акциями ОЗК. В ведомстве подозревают, что в ходе конкурса были созданы препятствия для компаний, желающих участвовать в торгах, что привело к ограничению числа потенциальных инвесторов.
По данным газеты "Коммерсантъ", дело было возбуждено именно по заявлению структуры Дерипаски, а из-за начала проверки ФАС правительство не стало подписывать разрешение на продажу акций "Сумме". Однако деловые СМИ сходятся во мнении, что в скором времени документ все-таки будет одобрен, а решение антимонопольщиков ни на что не повлияет.
В ОЗК СМИ сообщили, что "все процедуры были проведены в соответствии с законодательством". В группе "Сумма" отметили, что не видят никаких объективных оснований для пересмотра результатов конкурса.
В свою очередь, "Базэл" развернул кампанию против перехода ОЗК к "Сумме". Около месяца назад структура Дерипаски написала письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором сообщила, что переход активов к непрофильному инвестору может не только привести к монополизации экспорта зерна, но и "саботажу" развития сельскохозяйственной отрасли. О каком-либо ответе чиновника не известно.
Как сообщили "Ленте.ру" в пресс-службе "Базэла", переход активов ОЗК к "Сумме" может привести к росту тарифов на перевалку зерна для сельхозпроизводителей. "Кроме того, ситуация с инвестором, не имеющим отношения к аграрному рынку, приведет к торможению развития системы элеваторов и мощностей по хранению зерна, ухудшению качества и эффективности регулирования зернового рынка из-за отсутствия у такого инвестора необходимых опыта и знаний", - отметили в пресс-службе.
Хотя "Сумме" и не хватает для получения контроля над ОЗК всего двух акций, абсолютным "хозяином" в зерновой компании Магомедов может и не стать. Прежде всего потому, что дальнейшие планы по приватизации ОЗК пока туманны.
В этом отношении показательной является борьба вокруг Новороссийского порта. Государству принадлежит 25 процентов минус одна акция НМТП, и, чтобы ослабить контроль Суммы и "Транснефти", чиновники планируют продать его ценные бумаги на открытых торгах. С подобной инициативой выступила еще в должности главы Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, а бывший вице-премьер Игорь Сечин так и вообще намеревался отдать эту долю "Роснефти".
Поэтому о полной монополизации рынка экспортных перевозок зерна в России говорить рано.