Экономика
22:58, 18 июня 2012

В тюрьму за компанию Банкира из Goldman Sachs признали виновным в разглашении инсайда

Бывшего директора из Goldman Sachs Раджата Гупту 15 июня признали виновным в мошенничестве и разглашении инсайдерской информации. Финансисту, чей сообщник Радж Раджаратнам ранее получил 11 лет тюрьмы, грозит более 80 лет заключения. Следствию так и не удалось выяснить мотивы преступления: Гупта - преуспевающий бизнесмен и примерный семьянин - не наживался на распространении секретной информации.

В США борьба с использованием конфиденциальной корпоративной информации на фондовых рынках продолжается давно, однако в последние пять лет деятельность прокуроров в этом направлении значительно усилилась. Активизация борьбы с инсайдерами связана в первую очередь с требованиями общества и властей, которые жаждут наказания для виновных в распространении мирового кризиса 2008 года.

Последними не без оснований считаются биржевые спекулянты, которых финансовые регуляторы США пытаются как-то образумить и заставить играть на бирже по правилам. Одной из базовых норм считается честный, то есть одновременный доступ потенциальных покупателей акций к внутренним сведениям компаний, которые могут существенно обвалить или поднять котировки. Трейдеры, само собой, пытаются заполучить ценную информацию раньше всех.

Случайно или нет, но именно это стремление помогает прокурорам выполнять общественный заказ: в то время как банки по "кризисным" делам отделываются мелочными (в сравнении с их прибылями) штрафами, инсайдеры получают реальные тюремные сроки. В начале июня этого года бывший адвокат Мэттью Кладжер получил 12 лет тюрьмы за передачу конфиденциальных сведений. До этого дела самым суровым приговором считался 11-летний срок, который в конце прошлого года получил владелец хедж-фонда Galleon Group Радж Раджаратнам. Через неделю после оглашения приговора Раджаратнаму был арестован его предполагаемый сообщник - бывший член советов директоров Goldman Sachs, Сбербанка и Procter & Gamble Раджат Гупта, которого в итоге признали виновным 15 июня.

Друзья по инсайду

Радж Раджаратнам. Фото Reuters
Lenta.ru

Как выяснило следствие, в 2007-2009 годах Раджат Гупта передавал своему сообщнику некую внутреннюю информацию о компаниях, в руководстве которых он принимал участие на тот момент. Наиболее "прибыльными" для Раджаратнама оказались сведения о намерении Уоррена Баффета инвестировать 5 миллиардов долларов в развитие Goldman Sachs в сентябре 2008 года, а также известия о первом квартальном убытке этого же банка месяцем позже. Используя информацию такого рода для своевременной купли-продажи акций, фонд Раджаратнама заработал около 72 миллионов долларов.

По совокупности обвинений главе Galleon Group грозило до ста лет тюрьмы, прокурор запросил для него 19,5 лет, а судья, приняв во внимание благотворительную деятельность подсудимого и неважное состояние его здоровья, сократил срок до 11 лет. В деле Гупты цифры примерно того же уровня: по совокупности обвинений финансисту грозит более 85 лет тюрьмы, но срок, скорее всего, будет гораздо меньшим. По крайней мере, судья Джед Рейкоф (Jed Rakoff), который ведет процесс, прославился своей лояльностью к инсайдерам: по нескольким предыдущим делам он сокращал рекомендуемые сроки в два раза. Питер Хеннинг (Peter Henning), профессор школы права университета Уэйна, который прогнозирует решения судей, считает, что Гупта получит около трех лет тюрьмы. По мнению Хеннинга, судья примет во внимание благотворительную деятельность финансиста.

Присяжные, в частности, уже обратили внимание на положительный образ жизни подсудимого. Как выразился старшина коллегии Ричард Лепковски (Richard Lepkowski), Гупта - осиротевший подросток из Индии, оказавшийся на вершине карьерной лестницы - показался ему и другим заседателям воплощением американской мечты. "Я пытался поверить, что все обвинения [против Гупты] это неправда", - признался Лепковски. Но, по его словам, в конце второго дня обсуждения присяжные были вынуждены признать, что доказательств его вины более чем достаточно.

В отличие от признания вины, члены коллегии так и не смогли прийти к общему мнению относительно мотивов преступления. Известно, что Гупта сам не наживался на инсайде. Ранее СМИ сообщали, что финансист передавал информацию партнеру "по дружбе" и из чувства профессиональной солидарности. Тем не менее в действиях инсайдера все же могла присутствовать жажда наживы - у Раджаратнама и Гупты был совместный проект с двумя другими финансистами - фонд прямых инвестиций New Silk Route под управлением которого находились активы на 1,5 миллиарда долларов. "NSR был мечтой Гупты", - заявил Лепковски. Глава Galleon Group являлся основным источником финансирования проекта и бывший директор GS мог быть заинтересован в его обогащении. Раджаратнам манипулировал Гуптой - в этом и в других фактах присяжные смогли убедиться, ознакомившись с материалами дела, которые представляют собой в основном записи телефонных разговоров, ранее запрещенные в инсайдерских делах.

Уолл-стрит настороже

В 2010 году судья Ричард Холуэлл (Richard Holwell) впервые разрешил использовать в инсайдерском деле записи телефонных разговоров. Если бы не Холуэлл, приговора Гупте скорее всего не было бы, так как записи в его деле являются основной уликой. За это, кстати, процесс подвергся критике со стороны правозащитников и юристов, считающих подобные меры чрезмерными, а доказательства, полученные таким путем, явно недостаточными.

Несмотря на изрядный скептицизм, Холуэлл высоко оценивает шансы новой, более жесткой практики. Судья отверг предположения критиков, которые считают Гупту невиновным только лишь потому, что тот не получал прямой выгоды от передачи информации. Холуэлл рассказал Reuters, что в некоторых расследованиях фактом передачи инсайда считались даже интимные разговоры двух близких людей.

Замечание судьи звучит как скрытая угроза "белым воротничкам". Усилия Холуэлла и Джеда Рэйкоффа могут действительно доставить массу неприятностей финансистам, которые не любят играть по правилам. Теперь любой человек, участвующий в передаче конфиденциальной информации, рискует получить немалый тюремный срок. Только записи по делу Раджаратнама дали материал для возбуждения десятков инсайдерских дел. ФБР в этом году обещало даже, что полученная информация может дать улики для уголовных дел. "Уолл-стрит стоит поостеречься", - предупредил Холуэлл.

< Назад в рубрику