Россия
22:09, 18 июня 2012

Без явки Единоросы выиграли выборы в Красноярске и Омске

В воскресенье, 17 июня, состоялись выборы мэра Омска. На них победил кандидат от "Единой России" Вячеслав Двораковский. При рекордно низкой явке он получил поддержку почти 50 процентов избирателей из тех, кто пришел на участки. Неделей ранее выборы градоначальника прошли в Красноярске. Там также победил единорос Эдхам Акбулатов. Явка составила 21 процент.

Омск

Согласно официальным итогам голосования, бывший главный инженер НПО "Мостовик" и действующий глава городского совета Вячеслав Двораковский получил 49,35 процента голосов. Он баллотировался от "Единой России". Представителю КПРФ Виктору Жаркову не удалось догнать лидера: его поддержали 28,97 процента избирателей, пришедших на выборы. На третьем месте оказалась Ирина Оверина, которая получила 6,4 процента голосов.

Остальные кандидаты показали более скромные результаты. "Яблочник" Александр Коротков - 4,23 процента, самовыдвиженец Сергей Масленков - 3,82 процента, представитель незарегистрированной партии "Новые коммунисты" Игорь Антропов - 2,95 процента, представитель ЛДПР Ян Зелинский - 2,75 процента.

Дойти в воскресный день до участков смогли 154 тысячи избирателей, что составляет примерно 17 процентов от общего числа омичей, имеющих право голоса. Таким образом, в абсолютных цифрах за Двораковского проголосовали около 78 тысяч человек, а за его конкурента из КПРФ - примерно 44 тысячи человек. Всего в Омске проживает около 900 тысяч избирателей.

Столь низкую явку председатель городского избиркома Тамара Повеляйкина списала на то, что часть омичей отправилась на дачи, а другая - горевала по поводу вылета сборной России по футболу с Евро-2012. С ней согласен и политик Борис Надеждин, который ездил в Омск в качестве наблюдателя: "Обратите внимание: до самого обеда на улицах очень мало мужчин. Все же болели и переживали. А утром, видимо, 'лечились'". В качестве еще одной причины низкого уровня мобилизации населения называлась усталость горожан от выборов. По словам Повеляйкиной, им и так в декабре пришлось выбирать депутатов Госдумы и регионального заксобрания, а в марте - президента и городской совет, а теперь еще и мэра. Выборы мэра проходили летом, так как были досрочными. Прежний градоначальник Виктор Шрейдер ушел в Госдуму.

Наблюдатели, в том числе и представители независимой ассоциации "Голос", признали, что выборы в Омске прошли в соответствии с законом. В ряде случаев были зафиксированы процедурные нарушения, но они, как отметили наблюдатели, не повлияли на результат. Самым крупным нарушением стала массовая рассылка СМС-сообщений в поддержку Сергея Масленкова, но и это сочли несущественным фактом. Сам кандидат сказал, что к рассылке отношения не имеет и что сам получил такое же сообщение.

Отличием омской кампании от остальных региональных выборов можно считать то, что Двораковский изначально вообще отказался от партийной символики "Единой России". На старте его билборды выглядели примерно так. На них было просто написано "Вячеслав Двораковский", а вторая буква "о" в фамилии кандидата представляло собой солнце. Потом, по сведениям "Эксперта", в Омск десантировали столичных политтехнологов, и они настояли на использовании партийного логотипа. Билборды стали выглядеть так.

Уверенности в победе кандидата от власти, по сведениям того же издания, не было до дня голосования. Источники "Эксперта" объясняют это тем, что новый губернатор области Виктор Назаров еще не смог наладить работу аппарата по контролю за выборами. Горожан на участки не зазывали, а низкая явка могла помочь кандидату от КПРФ, поскольку коммунисты - более дисциплинированный электорат.

Но в итоге единорос уверенно победил, несмотря на то, что в декабре в Омске "Единая Россия" уступила коммунистам на выборах в Госдуму. Нынешняя избирательная кампания, по сведениям "Эксперта", обошлась "Мостовику" почти в сто миллионов рублей. "Коммерсантъ" называл другую сумму - более 12 миллионов рублей.

Красноярск

Выборы в Красноярске, так же как и в Омске, были назначены после ухода бессменного мэра. Петр Пимашков, который руководил городом с 1996 года, избрался в Госдуму.

Незадолго до дня голосования, который пришелся на 10 июня, Михаил Прохоров (прописан в Красноярском крае) предложил провести праймериз среди оппозиционных кандидатов. В предварительных выборах согласились участвовать четверо зарегистрированных кандидатов в мэры: Александр Коропачинский от "Справедливой России", самовыдвиженцы Сергей Толмачев и Константин Сенченко (он был руководителем красноярского штаба Прохорова, когда тот выдвигался в президенты) и Лариса Подоляк из ЛДПР. Победу одержал Коропачинский, и трое других кандидатов, в соответствии с договором, снялись с выборов и оказывали поддержку победителю. КПРФ номинально представлял предприниматель Михаил Осколков, но коммунисты от него отреклись и поддерживали Коропачинского.

Предполагалось, что именно он должен был стать основным соперником кандидата от "Единой России" Эдхама Акбулатова. Однако, по официальным данным, победу в результате одержал Акбулатов, которого также поддерживал и губернатор Лев Кузнецов (по сведениям "Коммерсанта", за победу единороса главе региона обещали пост на федеральном уровне). Акбулатов набрал почти 70 процентов голосов. Его ближайший преследователь - главврач горбольницы Алексей Подкорытов - получил поддержку 12 процентов избирателей, пришедших на участки. Представитель "Справедливой России" Александр Коропачинский, поддержанный почти всей оппозицией, набрал 11,33 процента голосов.

Выборы проходили 10 июня, а двумя днями ранее сборная Россия разгромила Чехию на чемпионате Европы по футболу, однако на участки все равно пришло довольно мало избирателей - около 21 процента, или чуть больше 150 тысяч человек. Таким образом, за победителя проголосовали немногим больше 100 тысяч красноярцев.

Несмотря на убедительную победу единороса, КПРФ потребовала провести новые выборы. Коммунисты считают, что Акбулатов сумел победить только из-за равнодушия граждан, которые не явились на участки для голосования. "Такую победу нельзя назвать бесспорной", - считают они. В "Единой России" же уверены, что КПРФ сама виновата в провале на выборах. "Коммунисты, исходя из конъюнктурных соображений, устроили такую чехарду со своим кандидатом, что запутали всех в городе: выдвигали одного, призывали голосовать за другого. В результате даже те избиратели, которые были готовы отдать за них голоса, просто не пошли на выборы", - полагает секретарь генсовета "ЕР" Сергей Неверов.

Серьезных нарушений на выборах наблюдатели, которые приезжали даже из Москвы, опять же не зафиксировали. Это дало единоросам еще один повод для того, чтобы в очередной раз указать на свое превосходство и отсутствие альтернативы партии власти.

Низкая явка

Главное сходство выборов в Красноярске и Омске - низкая явка. Большинство политологов объясняют это тем, что жители городов просто считали, что исход выборов предрешен, и поэтому не пошли на участки. Кроме того, действительно считается, что летом явка всегда будет ниже, чем в другое время года. Это еще один аргумент для введения одного единого дня голосования осенью, который поддержали единоросы по инициативе Дмитрия Медведева. Эксперты были против такого решения.

От того, что голосование будет проводиться не летом, а осенью, явка, может быть, и вырастет, но интереса к политике не прибавится. Его нужно будить другими методами - яркими кандидатами и проведением свободных выборов. Кроме того, может быть есть смысл подумать над проведением городских выборов в два тура и введением порога явки, чтобы кандидат не мог победить, когда его поддерживает меньше 10 процентов избирателей.

Оппозиции же надо научиться не бросать дело на половине пути. После массовых митингов много говорилось о том, что оппозиционерам нужно идти во власть, а самый верный путь - это местные выборы, мол получилось же в Москве. Именно такие попытки были предприняты в Красноярске и Омске - городах-миллионниках, насчитывающих среди своих жителей достаточно большое число пользователей интернета (которые считаются более оппозиционно настроенными).

В Омске в выборах должен был участвовать московский блогер Илья Варламов, однако он не смог собрать необходимое количество подписей. Причем Варламов выдвигался не по собственной инициативе, а по просьбе группы омичей, которая попыталась отправить на выборы единого кандидата от оппозиции. Для этого провели праймериз, на которых победила кандидатура Варламова. Его оппонент, экономист Вячеслав Иноземцев, проигравший первичные выборы, тем не менее, выдвинулся в мэры Омска, но также не был зарегистрирован. Таким образом, Иноземцев нарушил данное другим участникам праймериз обещание, и эта ситуация широко обсуждалась в либеральных кругах.

Впрочем, на этом все и закончилось. После того, как оба москвича не попали на выборы, об Омске вроде как и забыли. Сторонник Варламова Алексей Навальный про этот город вообще больше не писал, а другие лидеры протеста кампанию проигнорировали. Кстати, примерно то же самое произошло и с Астраханью, когда Олег Шеин прекратил голодовку. Почти никаких заявлений (не то что митингов) после решения суда об отказе отменить итоги выборов не последовало.

К Омску интерес оппозиции был также попросту потерян, а в случае с Красноярском, кажется, все просто забыли о необходимости агитации, сосредоточившись на создании корпуса наблюдателей. В итоге оппозиционеры потерпели два поражения подряд в больших городах. В "Единой России" считают, что благодаря победе в Красноярске и Омске сделали себе задел на осень, когда пройдет множество региональных выборов.

< Назад в рубрику