Седьмого июня Минюст зарегистрировал пришедший из Министерства образования проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Этот документ прописывает, как и что должны изучать школьники двух последних классов, и на его основе пишутся соответствующие образовательные программы. Наряду с "Законом об образовании" ФГОС относится к числу важнейших для школы документов, но, в отличие от стандартов для младшей и средней школы, принятие ФГОС для старшеклассников сопровождалось настоящими боями.
Утверждение предыдущей версии документа было приостановлено по личному указанию тогда еще премьера Владимира Путина - причиной тому стал громкий скандал, разразившийся в конце января 2011 года. Искрой, которая разожгла пыл обычно не склонного изучать тексты готовящихся законопроектов общества, стало письмо учителя русского языка и литературы Сергея Волкова, опубликованное в ЖЖ. Волков в нескольких абзацах изложил суть будущего стандарта: вместо привычного набора обязательных предметов ученики старших классов теперь будут проходить только три курса - ОБЖ, физкультуру, новую дисциплину "Россия в мире", а также выполнять некий индивидуальный проект. Все остальные уроки переходят в разряд "по выбору", и из них школьники обязаны взять себе еще семь предметов.
ФГОС предписывал, чтобы выбранные дополнительные курсы захватывали все шесть обязательных предметных областей, которые включают те же дисциплины, которые школьники изучают сейчас. Однако предлагаемые правила выбора не позволяли ученику взять себе, например, химию, физику и биологию, так как все они относятся к одной области, а стандарт не давал выбирать больше двух "родственных" предметов. Более подробно о том, какую жизнь готовил старшеклассникам отвергнутый документ, можно прочитать здесь.
Под письмом Волкова подписались десятки тысяч возмущенных комментаторов (хотя зачастую и не до конца разобравшихся в сути будущих перемен), еще сотни его перепостили, и на поднявшийся шум обратили внимание СМИ. Журналисты писали гневные статьи, обращались за комментариями к чиновникам, организовывали обсуждения с экспертами. В итоге принятие ФГОС притормозили, и документ отправился на доработку.
Сейчас публике представили проект нового стандарта, созданный, как утверждается, с учетом пожеланий критиков. По сравнению с предыдущей версией текст значительно переработан, однако общий принцип выборности предметов и составления индивидуальных образовательных программ остался неизменным.
Как и в прошлом варианте стандарта, старшеклассников обяжут проходить набор обязательных курсов, но теперь их количество увеличится с четырех до шести. Помимо физкультуры, ОБЖ и проекта школьники будут изучать русский язык и литературу, математику и историю (которую можно заменить на "Россию в мире"). Все остальные дисциплины по-прежнему относятся к числу выборных и распределяются на шесть обязательных предметных областей - то есть ученик должен выбрать хотя бы по одному курсу из каждой области: "Филология", "Иностранные языки", "Общественные науки", "Математика и информатика", "Естественные науки", "Физкультура и ОБЖ". Кроме того, ученику предлагается несколько дополнительных предметов, к которым относятся, например, "Дизайн", "Психология", "Астрономия" или "Искусство".
Важная особенность нового стандарта - введение так называемого профильного обучения. Переходя в старшую школу, ученик сам выбирает, в каком направлении он хочет двигаться дальше: углубить ли, например, изучение гуманитарных наук или же сосредоточиться на математике и информатике. Всего разработчики предлагают пять возможных профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный (для тех, кто не смог определиться). Кроме того, теоретически, школьник может составить для себя индивидуальный образовательный план.
Требование непременно выбрать хотя бы один предмет из каждой области позволяет избежать ситуации, когда старшеклассник вовсе не изучает, допустим, химию. Впрочем, естественные науки в новом стандарте оказались в незавидном положении: они присутствуют только в выборной части учебной программы, в то время как другие "главные" дисциплины вроде русского и математики присутствуют и в обязательной части. В итоге ученики, которые испытывают совсем уж стойкое отвращение к пробиркам, Дарвину и закону Ома, смогут ограничить свои контакты с ненавистными дисциплинами курсом "Естествознание". Кроме того, неясно, что будут делать с учениками, выбравшими "непопулярные" курсы: вряд ли все школы будут в состоянии проводить отдельные уроки для нескольких человек.
Если отвлечься от деталей, новый ФГОС более или менее копирует стандарт международного бакалавриата для старшеклассников - образовательной программы, популярной во многих странах. Эта программа предполагает выбор шести предметов из шести предметных групп, причем три дисциплины школьник изучает на продвинутом уровне и три – на базовом. Плюс, международный бакалавриат содержит два больших курса: Theory of Knowledge ("Теория познания", включает основы научных методов анализа, научных моделей, основ аргументированного ведения дискуссий и написания эссе) и Creativity, Action, Service ("Творческий подход, деятельность, общественные работы"; сюда входит какой-либо творческий проект, та или иная подвижная деятельность и социальная работа).
В отечественной версии число обязательных предметов было расширено, зато исчезли обязательные на Западе, но пока чуждые российским школьникам творческие проекты и дисциплины.
Разработчики ФГОС настаивают, что возможность выбора очень важна в современном мире и что насильно впихивать в учеников ненужные им знания - гиблое дело. "Изучения всех этих предметов до девятого класса на базовом уровне вполне достаточно, если ориентироваться на общекультурный уровень", - считает участвовавший в создании первого варианта ФГОС руководитель московского Центра образования №548 "Царицыно" Ефим Рачевский. "Школа не должна вталкивать в человека голое знание, а должна научать его это знание добывать".
Противники нового стандарта указывают, что его внедрение приведет к резкому падению общекультурного уровня - в первую очередь, из-за фактического уменьшения количества часов, отводимых на естественно-научные дисциплины. "Мы можем прийти к тому, что было в России в дореволюционную эпоху - к церковно-приходским школам. Тогда считалось, что простой человек имеет право научиться читать, писать, считать - и не более того", - предрекает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.
Сокращение числа уроков физики, биологии и химии - а то, что многие школьники с огромным удовольствием откажутся от трудно усваиваемых предметов, не вызывает сомнений - дополнительно вызывает опасения из-за того, что в интернете гуляет огромное количество псевдонаучной информации. Без должного бэкграунда человеку сложно будет отличить шарлатанство от правдивых сведений, а такая неразборчивость опасна, в лучшем случае, для кошелька, а в худшем - для здоровья. Остается надеяться, что курс естествознания будет в состоянии обеспечить школьникам должное количество знаний.
Из очевидных плюсов нового стандарта можно отметить появление таких дисциплин, как "Экономика" и "Право" - во все более усложняющемся мире грамотность в этих вопросах становится практически жизненно необходимой.
Но выборность и разжалование части предметов из обязательных в дополнительные - не единственное, к чему можно придраться в новом ФГОС. Многие методисты и учителя критикуют стандарт за слишком размытые требования к знаниям, которые должны получить учащиеся по итогам освоения курса старшей школы. Вместо конкретных навыков и умений школьника, которые легко проверить, в ФГОС прописаны абстрактные высокие результаты, которые он получит, следуя программе.
Вместо более или менее конкретных итогов обучения, вроде умения находить Гондурас на карте или способности рассказать о теории эволюции, в документе обозначены туманные "владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения" или "владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью". Под такие неконкретные формулировки можно подогнать очень широкий спектр образовательных программ, и все они будут соответствовать стандарту несмотря на многократные различия в количестве передаваемых ученикам знаний.
Очевидно, что в ФГОС - базовом документе - невозможно детально прописать, что именно школьники должны проходить на каждом уроке. Однако в предшествующих вариантах стандартов для старшей школы фигурировало понятие "обязательного минимума знаний", который относительно легко подвергался контролю. А как проверить качество освоения школьной программы у ученика, который будет учиться по новому ФГОС с чрезвычайно размытыми требованиями к тому, что должно быть в голове на выходе, - непонятно.
Еще один неясный момент нового стандарта касается денег, а точнее, тех денег, на которые школы должны обеспечить условия, необходимые для "реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования". В документе указано, что образовательные учреждения должны иметь не только обычные и компьютерные классы, но также цеха и мастерские, медиатеку, "актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки (sic!)" и так далее. Откуда школы должны брать средства на строительство всех этих чудес, в стандарте не указано.
Несмотря на все эти вопросы внедрение ФГОС для старшей школы стартует уже в ближайшее время - его апробация может начаться в сентябре 2013 года. Окончательно на новый стандарт школы должны перейти к 2020 году, и, кажется, пересматривать эти сроки в Минобре не собираются. "Всю критику учесть невозможно, но конструктивные предложения были учтены", - однозначно заявил министр образования Дмитрий Ливанов.