Экономика
23:16, 26 июня 2012

Операция "Воздух" Российские аэропорты решили объединиться в ассоциацию

В России 25 июня создана ассоциация аэропортов, которая планирует объединить 90 процентов рынка и включить в свой состав активы в СНГ. Структуру учредили правительство и бизнесмены. Консолидация аэропортов происходит в интересах трех структур - "Реновы" Виктора Вексельберга, "Базэла" Олега Дерипаски и "Новапорта" Романа Троценко.

Представители столичного аэропорта "Внуково", новосибирского "Толмачево" и екатеринбургского "Кольцово" 25 июня подписали соглашение о создании международной ассоциации аэропортов (МАА). Позже к ним присоединится московский "Шереметьево", также учредители рассчитывают, что в ассоциацию вступит "Домодедово", аэропорт Красноярска, часть других авиаузлов России и СНГ. В целом ассоциация планирует объединить до 90 процентов отечественного рынка.

По сути, в перспективе структура станет главным лоббистом аэропортового бизнеса: она будет защищать интересы своих членов и участвовать в разработке законов. "Появился новый игрок, который будет отстаивать интересы всех аэропортов. Наша отрасль очень зарегламентирована, к сожалению, все эти регламенты писались очень давно, когда и технологии были другие, и самолетный парк был другой, и требования к безопасности. Все это необходимо оптимизировать, для чего требуется консолидация усилий всех игроков отрасли", - пояснял гендиректор "Кольцово" Евгений Чудновский.

Ассоциация планирует стать саморегулируемой организацией (СРО). Как известно, основная задача СРО - забрать у государства надзорные функции и представить отрасли возможность заниматься самоконтролем. Положительная сторона СРО в том, что управление переходит от чиновников к профессионалам, ограничивая таким образом монополистические амбиции государства. Но только не в России: в аэропортовой СРО, судя по всему, ведущую роль будет играть все же правительство, на худой конец - бизнесмены, не уличенные в оппозиции действующей власти.

Столичный "кластер"

Государство не скрывает своих амбиций: уже давно известно о намерении властей объединить ключевые аэропорты Москвы в один столичный авиаузел. В конце мая этого года Министерство транспорта определилось со схемой консолидации. Как писал "Коммерсантъ", предусматривается создание госкомпании, в которую будут внесены госдоли "Внуково" (74,7 процента акций), "Шереметьево" (83,04 процента акций), а также взлетно-посадочные полосы этих хабов и частного "Домодедово".

Что касается последнего, то власти могут включить в новую компанию его ВПП, которые изначально принадлежали государству, но не саму управляющую компанию DME Limited. Ее акционеры не горят желанием ни сотрудничать с правительством, ни избавляться от актива. Тем не менее на рынке уже больше года ходят слухи о возможной продаже "Домодедово". В числе возможных претендентов на аэропорт в разное время назывались бывший министр энергетики Игорь Юсуфов, глава Gunvor Геннадий Тимченко, совладелец "Внуково" Виталий Ванцев, владелец "Суммы" Зиявудин Магомедов, бизнесмены Сулейман Керимов, Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг.

Ситуация вокруг "Домодедово" не ограничивается слухами о возврате актива под госконтроль: с 2004 года правительство предъявляет разного рода претензии к аэропорту. После взрыва в конце января 2011 года власти пытались возложить вину за теракт на акционеров, однако пока так и не смогли выяснить конечных собственников DME Limited. Последние уже явно подустали от особенностей бизнеса в России, и лучше бы им, как кажется со стороны, действительно продать аэропорт, но возможные претенденты в лучших традициях государственного капитализма пытаются выбить существенную скидку. Борьба за контроль над крупнейшим российским аэропортом продолжается, а лояльные властям бизнесмены тем временем консолидируют активы в регионах.

Кому объединяем?

Как стало известно 22 июня, группа "Ренова" Вексельберга решила объединить принадлежащие ей екатеринбургский "Кольцово", самарский "Курумоч" и хаб Нижнего Новгорода в единый холдинг "Аэропорты региона". В результате будет создана крупнейшая в России частная компания по управлению аэропортами. Структура планирует занять 35-40 процентов регионального рынка. Кроме того, "Ренова" в очередной раз подтвердила заинтересованность в столичных активах (читай: "Домодедово").

Не менее амбициозные планы в отношении аэропортового бизнеса у одного из конкурентов "Реновы" - группы "Базовый элемент" Олега Дерипаски, под контролем которой находятся аэропорты Краснодарского края. Причем Вексельберг и глава "Базэла" являются не только конкурентами: партнеры неприкрыто враждуют из-за разных взглядов на развитие совместного "Русала" (тем не менее, о конфликтах бизнесменов в аэропортовом бизнесе пока не сообщалось). На Санкт-Петербургском экономическом форуме "Базэл" подписал соглашение о создании СП со Сбербанком и сингапурской Changi Airports International. Как сообщалось в октябре прошлого года, когда стороны договорились о сотрудничестве, Сбербанк вложит в СП 120 миллионов долларов, Changi Airports - 200 миллионов долларов, "Базэл" внесет активы общей стоимостью более 500 миллионов долларов.

В начале февраля деловые СМИ писали, что Дерипаска и сингапурцы начали переговоры о покупке аэропортов в Уфе, Перми, Красноярске, Иркутске и Калининграде. В прессе сообщалось, что на все эти активы претендовали также "Ренова" и "Новапорт" (владеет новосибирским "Толмачево") Романа Троценко, главы Объединенной судостроительной компании. На данный момент из всех вышеперечисленных активов только калининградский хаб перешел в частные руки. Как стало известно 26 июня, "Храброво" не достанется ни одному из трех квазиконкурентов: покупателем актива станет подконтрольный главе Кабардино-Балкарии Арсену Канокову холдинг "Синдика". Компания кроме этого планирует стать совладельцем ставропольского аэропорта "Минеральные воды", который принадлежит региональным властям.

Структуры Канокова хотя и являются частными, но играют на поле государства, как "Ренова", "Базэл" и "Новапорт": они конкурируют только между собой, не пуская на рынок случайных инвесторов. Создание отраслевой ассоциации и саморегулируемой организации, безусловно, поможет владельцам аэропортов эффективнее отстаивать свои интересы. Например, такие вопросы как повышение тарифов на взлет и посадку на 50 процентов, будут решаться гораздо проще.

< Назад в рубрику