Культура
23:42, 29 июня 2012

Смерть по имени Таня На ММКФ показали фильм Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты"

28 июня в кинотеатре "Октябрь" в рамках 34-го ММКФ был показан фильм Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты". Картина входит в программу основного конкурса фестиваля. Литвинова выступила в качестве режиссера (это первая за восемь лет полнометражная художественная работа кинематографистки), сценариста и продюсера. Сопродюсером проекта стала Земфира. Она же подготовила для фильма саундтрек. "Последняя сказка Риты" выйдет в прокат осенью 2012 года.

Новая картина Литвиновой - это своего рода современное городское фэнтези. Главная героиня фильма - неизлечимо больная (неизвестно чем) женщина по имени Маргарита Готье (Ольга Кузина). Она попадает в какую-то ветхую московскую больницу и подселяется в полуразвалившуюся палату к пациентке с прической Роберта Смита. Риту часто навещает загадочная Таня Неубивко (сама Литвинова), которая представляется сотрудницей лечебного учреждения, а на самом деле является, в общем-то, смертью героини. Неубивко является к пациентке в желтом платье и с шампанским, а в свободное время бродит по дворам с транзистором. Радиоприемник женским голосом перечисляет адреса и сообщает, что все упомянутые дома уже разрушены. Таню это расстраивает, поскольку именно в снесенных зданиях находились порталы в параллельный (загробный?) мир, из которого она, кажется, и явилась. (Этот сюжетный ход дает возможность персонажу Литвиновой высказать свое презрение по отношению к московскому мэру.) В параллельном мире, что характерно, Тане нужно отчитаться перед девушкой, записывающей рассказ в некое подобие гроссбуха.

Риту Готье также навещает жених Коля (Николай Хомерики). Он один из немногочисленных персонажей мужского пола, которые появляются в фильме. Остальным мужчинам - весьма немногочисленным - отводится минуты по полторы экранного времени каждому.

Татьяна Друбич в фильме "Последняя сказка Риты"
Lenta.ru

И уж совсем редко к Рите заходит давняя подруга Надя (Татьяна Друбич), бывшая одноклассница и однокурсница, которая теперь занимает какую-то невысокую должность в больнице, где оказалась главная героиня. Маргарите Готье между тем снятся страшные сны, в основном с участием главврача.

Читателю может показаться, что "Последняя сказка Риты" - это какой-то беспросветный арт-хаус. Но это не совсем так. Литвинова сняла фильм, который укладывается только в одну категорию - "кино Ренаты Литвиновой". Режиссер набила кадр нелепыми головными уборами, бокалами с шампанским и сигаретами. По всему этому великолепию время от времени пробегает хорек. Литвинова заставила персонажей говорить не связанными друг с другом репликами - диалогов в фильме фактически нет, есть обрывочные фразы, причем некоторые повторяются снова и снова, видимо, для усиления эффекта. Литвинова, как уже было сказано, удалила из картины практически всех мужчин, а всех женщин сделала своими копиями. Особенно это печально в случае с Друбич, которая сама по себе столь же хороша, как и 25 лет назад в фильмах Соловьева и Говорухина. Ей бы просто выйти и сесть в кадре - уже радость для зрителя. Но нет, режиссер делает из актрисы еще одну Литвинову - загадочную женщину в странной шляпке.

Литвинова, наконец, вставила в картину музыкальный номер: в одной из сцен Таня Неубивко исполняет в какой-то кафешке песню Земфиры (под фонограмму, разумеется). На заднем плане между тем отплясывает пухлая медсестра из больницы. На показе в "Октябре" сцена сорвала аплодисменты в зале. Чем это объясняется, сказать довольно сложно. Возможно, публика всерьез истосковалась по новым трекам Земфиры.

Ольга Кузина в фильме "Последняя сказка Риты"
Lenta.ru

Обвинять Литвинову в непрофессионализме довольно глупо - в конце концов, она сценарист по образованию, закончила ВГИК и, наверно, знает, что делает. Другое дело, что оценивать "Последнюю сказку Риты" как фильм тоже довольно сложно. Литвинова как будто открывает свою черепную коробку и показывает зрителям, что там внутри происходит. Внутри, как выясняется, все устроенно достаточно хаотично. Неподготовленному человеку и вовсе может показаться, что там царит полный беспорядок. Это, впрочем, не говорит о неряшливости самого автора - просто у Литвиновой такой творческий метод.

Зато ее ни в коем случае нельзя упрекнуть в неискренности. Литвинова не выделывается и не притворяется - что думала, то и сказала, вывалила на экран все, что накопилось. И если зритель не поленится разобраться в этом беспорядке, возможно, под горами мусора он сумеет обнаружить что-то привлекательное. Даже не знаю, что это будет - наверно, что-то свое в каждом из случаев. Какая-то из фраз, песня той же Земфиры, оживший памятник Гагарину. Или, наконец, сцена, в которой героиня Надя дерется с коллегой-врачом - по какой-то неизвестной причине в этом эпизоде Друбич выглядит как Друбич, а не как клон Литвиновой.

< Назад в рубрику