С нынешнего года были введены новые правила приема детей в первый класс. Приказ Министерства образования за номером 107 постулирует, что до первого августа школы могут принимать только детей, официально зарегистрированных на близлежащих к школе территориях. Эта бумага возмутила родителей, многие из которых годами проживают не по месту своей регистрации. "Лента.ру" попросила прокомментировать приказ заместителя министра образования Игоря Реморенко.
"Лента.ру": С какой целью был принят приказ номер 107? Какие именно проблемы пытались решить с его помощью?
Приказ был принят во исполнение закона "Об образовании". Все дело в том, что последние годы в органы власти поступали тысячи обращений от возмущенных граждан относительно невозможности попасть в первый класс в школу рядом с домом. Об этом говорили и простые родители, и видные эксперты. Проблема налицо: приводит семья ребенка в школу, а им говорят: "Извините, мест нет, вы опоздали". Иногда, к сожалению, школьные администраторы специально блефуют, стараясь инициировать "благотворительные взносы", собрать деньги с родителей за подготовительные курсы, консультации, тестирование и прочее. Причем в крупных городах такие проблемы возникают, по меньшей мере, у каждой третьей семьи, приводящей своего малыша в первый класс. В результате приходится унижаться, а иногда в итоге ездить на учебу далеко от дома. Органы управления ничем помочь не могут. Поэтому и была введена такая процедура: до первого августа в первый класс приходят все те, кто проживает рядом со школой. Затем - все остальные.
Авторы поправок и приказа принимали во внимание тот факт, что в России, особенно в крупных городах, у огромного количества людей нет официальной регистрации по месту фактического проживания?
Конечно. Но давайте начнем с того, что по действующему законодательству регистрироваться необходимо. Согласно постановлению правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", зарегистрироваться по месту пребывания обязаны все граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Тем не менее, в действительности многие люди по различным причинам - часто объективным - не зарегистрированы в месте своего нынешнего проживания. Выходит, авторы приказа знали, что дети тех, кто работает, скажем, в Москве, а зарегистрирован в Подмосковье, могут остаться без качественного образования в столице?
Нет, этого они не понимали и, строго говоря, не должны были понимать. Приказ вообще не устанавливает требования, чтобы обучающиеся в школе имели регистрацию. Это не предмет образовательного законодательства. Это требование закона: "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации": граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, закон говорит: "Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации". Поэтому даже без регистрации у граждан право на образование остается.
Процедура регистрации в России носит уведомительный характер, при этом в 12-м пункте приказа прямо написано, что подтверждающий регистрацию документ обязателен для приема детей в первый класс.
Регистрация в приказе используется лишь как механизм определения того, что человек проживает на близлежащей территории. Но проживание на близлежащей территории не является обязательным условием приема в школу.
Когда вы голосуете, почему вы идете на тот или иной участок? Потому что вы зарегистрированы на территории этого участка. Значит ли это, что если вы находитесь в одном месте, но зарегистрированы в другом, то вы не голосуете? Конечно, не значит. Ровно та же ситуация и здесь. Приоритет для поступления в муниципальную школу в первый класс получают те ребята, которые живут ближе - до первого августа. После первого августа в нее могут поступать все остальные. Каким образом можно распознать, что ребенок близко живет? По наличию регистрации.
Помимо регистрации, есть альтернативные варианты, например, распространенная в США практика предоставлять школам как доказательство проживания счета за коммунальные услуги. Почему для преодоления этой ситуации было решено пойти именно по пути использования регистрации, хотя в России ее получение по текущему месту жительства часто вызывает проблемы?
Насколько я понимаю, счета за коммунальные услуги составляются на собственника квартиры, а оплачиваться могут и другими гражданами. Поэтому такие счета вряд ли могут быть основанием подтверждения проживания. Впрочем, если бы в ходе практики набора в школу были предложены иные правовые основания - мы бы их, безусловно, рассмотрели.
Что касается регистрации, то по собственному опыту могу сказать, что серьезных проблем по ее получению не вижу. За последние 20 лет менял регистрацию около 10 раз.
Довольно типична ситуация, когда по соседству есть две школы: хорошая и плохая. Раньше в хорошую школу, в первую очередь, детей отдавали те родители, для которых качественное образование является главным приоритетом - даже с учетом того, что хорошая школа могла быть чуть дальше от дома. Теперь же велик шанс, что после первого августа свободных мест в этой школе не останется, так как родители, которым, в общем, все равно, но которые живут близко, уже записали туда своих детей.
Да, такое вполне возможно. Но, на наш взгляд, обратная ситуация еще хуже и порочнее, когда в округе вообще нельзя попасть ни в одну школу, семья вынуждена ездить.
Многие критики приказа предполагали, что он создавался также и для того, чтобы решить еще одну проблему - проблему плохих школ, которые сейчас нередко пустуют. Он помог бы насильно заполнить их. Это так?
Нет, проблему заполнить слабые школы приказ точно не решал, и трудно объяснить, каким способом он мог бы ее решить. По моему опыту, поддержать слабые школы можно увеличением нормативов финансирования, обучением учителей, партнерством с сильными школами, но не иначе.
Вместе с тем, эта проблема существует во всем мире. И в советское время, когда были специализированные школы и все остальное, она существовала, и в 90-е годы так было, и сейчас присутствует дифференциация. Всегда есть школы, где более сильные учителя, где более чуткая система управления. Планируем ли мы более серьезно вкладываться в повышение квалификации, обучение учителей, выравнивание нормативов? Да. В общем, такая задача есть.
Та узкая проблема, которую призван решить приказ 107, она тоже является следствием из этой глобальной ситуации - очень заметного разделения школ по качеству. Родители не могут отдать детей в соседнюю школу, потому что она хорошая и туда ломятся люди из соседних районов.
Согласен. Частично это следствие именно такого разделения, но нередко проблема возникает за счет того, что директора образовательных учреждений специально манипулируют сроками приема, чтобы больше "стимулировать" родителей на благотворительные взносы. Есть и эта проблема.
Какая причина является основной? Дифференциация школ или директорские манипуляции?
Наверное, основная причина все-таки в том, что школы действительно разные. Само по себе это даже хорошо, но в разумной мере учесть территориальную доступность тоже необходимо. Обращаю внимание, что приказ не касается старших классов, речь идет только о первоклассниках, о малышах, которым труднее ездить учиться в другие микрорайоны.
Что-то еще планируется делать для решения этой проблемы - помимо повышения квалификации учителей, о которой вы говорили?
У нас сложилась ситуация, что более сильные школы получают больше денег и от государства, и от родителей за счет дополнительных платных услуг. Вот это, конечно, несправедливо, что школы, находящиеся в сложных социальных условиях, и школы в достаточно благоприятных условиях находятся не в равном положении. С нашей точки зрения, необходимо стимулировать регионы для того, чтобы они обеспечивали равные финансовые условия. Для этого и введено нормативное подушевое финансирование. И, надо сказать, там, где грамотно вслед за нормативным финансированием ввели новую систему оплаты труда, обеспечивают честный ЕГЭ - там ситуация выправляется.
До сих пор школы, которые считаются лучшими, старались тщательно отбирать себе детей по уровню способностей, а не по месту жительства - во многом именно поэтому эти школы и остаются лучшими. Что ждет их теперь?
Приказ содержит оговорку, что муниципалитет может закрепить подобного рода школы за всеми территориями этого муниципалитета. Туда можно осуществлять набор со всего города. Для такого решения школа должна обратиться в муниципалитет. Поэтому возможность такая сохранена.
Вернемся к приказу. Вопрос практического характера: выступая на встрече, организованной журналом "Русский репортер", вы сказали, что в этом году все дети поступят в первый класс, независимо от наличия у них регистрации. Как это будет осуществлено?
Я проконтролирую это лично. К тому же у нас есть Рособрнадзор, направлявший аналогичную позицию во все регионы. Они также будут за этим следить.
Что это значит?
Если будут жалобы, мы будем напрямую из министерства либо через Рособрнадзор оперативно рассматривать.
Как конкретно действовать родителям в случае, если им отказывают в приеме?
Родителям надо обращаться в муниципалитет и просить устроить ребенка. Согласно закону "Об образовании", именно обязанность муниципалитета - "организовать предоставление общедоступного и бесплатного общего образования". Не помню ни одного случая, чтобы такие обращения рассматривались неоправданно долго.
Что именно может сделать муниципалитет, когда в него обратятся родители?
Обычно муниципалитет предлагает несколько школ на выбор, если в этой мест нет, и устраивает туда ребенка.
Не спровоцирует ли этот приказ коррупцию нового рода: зная о желании родителей отдать своих детей в определенную школу, ее директор может попридержать несколько мест, на которые можно будет отдавать детей без регистрации после первого августа. А потом предоставить их самым страждущим, скажем так, родителям - не бесплатно?
Что значит "попридержать"? Не отдать тем, кто живет по микрорайону? Такое становится невозможно в отличие от нынешней ситуации. Если же речь идет о других гражданах - так такое и сейчас возможно, тут ничего нового не предлагается. В любом случае, новый подход уменьшает коррупционные риски. Мне кажется, что ситуация, которая создается 107 приказом, более открыта и понятна.
Прокомментируйте, пожалуйста, решения некоторых областных прокуратур о неконституционности отказа в приеме ребенка в первый класс, вынесенные после обращения туда родителей, которых не взяли из-за отсутствия регистрации.
Приказ здесь ни при чем. Это решения о неконституционности отказа в приеме без регистрации. Мы с этим согласны: отсутствие регистрации не является основанием для того, чтобы не принять ребенка в школу. А вот если будут решения о необходимости скорректировать приказ номер 107 - мы, безусловно, это сделаем. Пока нам ничего не приходило. В любом случае, по моему поручению уже подготовлены дополнительные разъяснения по приказу и направлены во все регионы. Если есть вопросы - надо на них отвечать.