С 1 июля в России вступили в силу поправки в 171-й федеральный закон, регулирующий алкогольный рынок. Новые нормы значительно ужесточили правила продажи некрепких алкогольных напитков: вина и пива. Если пивовары говорят только о сокращении продаж, а виноделы ожидают "коллапса" на рынке, то производители натурального алкоголя, такого как сидр и медовуха, приготовились закрывать свои фирмы. Их не спасло даже постановление, в спешке подписанное Дмитрием Медведевым 29 июня.
Поправки предполагают, что вся пищевая продукция с содержанием спирта более 0,5 процента от объема признается алкоголем. Считается, что новый алкогольный закон направлен в первую очередь против пива. С 1 июля 2012 года пенный напиток признан алкоголем, хотя раньше он таковым не считался.
Продавать пиво с содержанием алкоголя свыше пяти процентов можно только в стационарных магазинах. Его продажа в ларьках или палатках запрещена. Кроме того, пенный напиток нельзя реализовывать с 23:00 до 8:00. Исключение сделано только для предприятий общественного питания и развлекательных заведений, таких как бары, рестораны и ночные клубы. Его также нельзя распивать в общественных местах, в том числе во дворах, подъездах, городских парках (за это предусмотрен административный штраф).
С 1 января 2013 года "пивные" правила будут еще больше ужесточены. Пенный напиток крепостью менее семи процентов можно будет разливать только в бутылки объемом 0,33 литра. Продавать пиво можно будет лишь в магазинах с общей площадью складских и торговых помещений не менее 50 квадратных метров и с охранной сигнализацией, сейфом и кассовым аппаратом. Таким образом, в небольших магазинчиках "у дома" купить пиво будет уже нельзя.
Кроме того, с 2013 года будет запрещена реклама пива на радио, телевидении и в общественном транспорте. Рекламные материалы также нельзя будет размещать в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних, и на первых и последних страницах любых газет и журналов.
Пока же реклама пенного напитка может транслироваться по телевидению с 22:00 до 7:00, на радио с 24:00 до 9:00, в кинотеатрах с 20:00 до 7:00. Рекламные материалы также могут размещаться в печатной прессе (кроме изданий об образовании и экологии) и на наружных носителях. При этом во всех случаях нельзя использовать образы людей и животных, если они не являются частью торговой марки.
Ранее процесс "превращения в алкоголь" уже прошли слабоалкогольные коктейли. С 1 января 2012 года была значительно ограничена их продажа. На них были наложены те же ограничения, которые вступили в силу для пива с 1 июля. По сообщениям СМИ, многие продавцы слабоалкогольных коктейлей начали маскировать их под пиво и пивные напитки, но теперь уже и это бессмысленно.
Поправки, вступившие в силу с 1 июля, также значительно поменяли правила лицензирования вина. Согласно действовавшему до этого законодательству, производители и продавцы этого напитка обязаны были получать одно разрешение на все виды вина, а всего таких видов было предусмотрено девять. Новые нормы предусматривают четыре вида вина: натуральное вино, фруктовое, ликерное, игристое, - а также винные напитки, под которые подпадают полусладкие вина с добавлением сусла. Для каждого вида предусматриваются отдельные ГОСТы и отдельные акцизные марки.
В начале июня деловые СМИ со ссылкой на представителей отрасли сообщили, что акцизные марки на новые виды вина не утверждены, а ГОСТы до сих пор не разработаны. В связи с этим виноделы предсказали "коллапс" своей отрасли и остановку производств, так как они не смогут легально заниматься этой деятельностью.
Источник в Росалкогольрегулировании заявил газете "Коммерсантъ", что новые ГОСТы разработаны, а марки будут изготовлены в ближайшее время и никаких "коллапсов" не произойдет. Кроме того, ведомство обещало разрешить торговцам распродать уже приобретенную продукцию, имеющую старые акцизы. В то же время, сами представители отрасли утверждают, что на новые акцизные марки уйдет не менее нескольких месяцев.
Кроме того, согласно новым поправкам, в России полусладкие вина поменяют этикетки на "винные напитки". Винами смогут называться только напитки с натуральным вкусом, который не будет искажен с помощью сахара. Против выступали производители сладких вин, которые утверждали, что переименование снизит спрос на их продукцию. При этом нововведение поддерживают производители сухих вин, которые считают, что продажа напитка, изготовленного не по классической технологии, является обманом покупателя.
"Коллапса" ожидают и производители натурального алкоголя - сидра, медовухи и сбитня. Согласно поправкам, вступившим в силу с 1 июля, эти напитки теперь признаются алкоголем. Следовательно, их производителям тоже придется получать лицензии и маркировать продукцию акцизными марками. В основном подобные напитки выпускает малый бизнес, которому будет тяжело нести такие расходы, и, скорее всего, он будет вынужден прекратить свое существование.
С 1 июля розничные сети уже не смогут закупать сидр и медовуху у производителей, не имеющих соответствующей лицензии, следовательно, эти напитки пропадут из продажи, как только закончатся их запасы. Производители натурального алкоголя обращались к тогда еще президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой не приравнивать их продукцию к пиву, вину и водке, но ничего не добились.
Кроме того, из-за медлительности правительства забеспокоились производители кваса: до конца июня не был утвержден список напитков, которые не попадают под действие закона. Только 29 июня стало известно, что такой список одобрен Дмитрием Медведевым: в него попали все напитки крепостью от 0,5 до 1,2 градуса. Производители сидра и медовухи также надеялись на то, что их включат в этот список, но тщетно: эти напитки обычно делаются крепостью 4-7 процентов.
Теперь у производителей сидра и медовухи остался единственный шанс: пролоббировать поправки в законодательство в Госдуме. Депутаты Виктор Звагельский и Виктор Климов ("Единая Россия") вроде как собираются внести в Госдуму законопроект, выводящий из-под действия лицензий производителей до 100 тысяч декалитров сидра и медовухи в год (читай: почти всю отрасль). Но когда это будет сделано, а главное - когда законопроект будет принят, пока непонятно.
Единственные, кого не затронули новые поправки - это производители и продавцы крепких напитков: водки, коньяка, виски. Это дало пивоварам и виноделам повод утверждать, что ужесточение закона направлено не столько на борьбу с алкоголизмом, сколько на лоббирование интересов водочной отрасли. Однако учитывая, с какой скоростью правительство поднимает минимальную цену и акцизы на крепкий алкоголь, говорить о желании властей заменить пиво водкой не следует.