На Новой сцене Большого театра 29 и 30 июня прошел международный фестиваль балета wwb@llet.ru - проект, инициированный художественным руководителем Большого театра Сергеем Филиным, решившим отыскать место балета ГАБТ уже на мировой сцене и показать достижения лучших балетных трупп мира. Необычное название, отсылающее к всемирной паутине, наверняка определит судьбу фестиваля, который очень легко и естественно занял пустующую нишу в столичной балетной жизни.
По задумке Филина, балетный фестиваль, в данном случае как и интернет, соединяет людей, однако в отличие от глобальной Сети, предполагающей виртуальное общение, фестиваль - необычайно личный, как и сам танец. Главное же для Филина - это объединяющая, связывающая функция проекта, повторившего по сути механизмы социальной сети. На фестивале помимо труппы Большого театра выступали танцовщики балета Сан-Франциско, который возглавляет Хельги Томасс, и балет Монте-Карло Жана-Кристофа Майо, одного из самых талантливых творцов современного танца. Привлекая к проекту Америку и Европу, Филин очертил глобальные "рамки" фестиваля, который в будущем может как объединить самых разных хореографов и артистов по всему миру, так в принципе и сменить место действия. Интернациональность названия позволяет это сделать - достаточно поменять две последние буквы.
Две иностранных труппы были выбраны не случайно - обе представляют лучшие образцы современного танца в мире и обладают значительным репертуаром. Балет Сан-Франциско, старейший театр балета в США, приехал в Россию впервые и показал две программы дивертисмента, объединивших работы самого Томассона, а также других хореографов, которые ставят для американской труппы, - Дэвида Бинтли, Эдварда Льянга, а также Кристофера Уилдона. Однако самым выразительным подарком Балета Сан-Франциско стала постановка Юрия Посохова "Классическая симфония" на музыку Прокофьева, которая попала в репертуар американского театра два года назад. Бывший солист Большого театра создал исключительно легкое, где-то беззаботное произведение, основанное на классическом танце, которое останется в репертуаре ГАБТ и благодаря этой самой легкости и зрелищности - тем же большим прыжкам, одновременно исполняемым несколькими танцовщиками, или пируэтам - явно полюбится публике. Артисты же Большого театра в этой постановке чувствовали себя более чем уверенно и свободно.
Вторым событием стала мировая премьера балета "Dream of Dream" на музыку Рахманинова финского хореографа Йормы Эло, главного хореографа Бостонского балета, автора постановки "Затачивая до остроты", которая с успехом идет в московском Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Эло обладает чрезвычайно характерным почерком; его узнаваемые резкие, четкие, быстрые, ломкие движения для танцовщиков тяжелы физически - и в этом главная заслуга одиннадцати артистов Большого театра во главе с Екатериной Шипулиной, которые за шесть недель воплотили на сцене все "придумки" финна. Эло ставил балет об одиночестве на музыку русского композитора, которая, как ему казалось, должна быть особенно близка русским танцовщикам. Кажется, что на сцене разворачиваются два действия, разные по характеру, одно в музыке, другое в танце, которые не сплетаются, а существуют просто друг в друге - в действительности некоторое несоответствие танца музыке Рахманинова даже логически укладывается в концепцию, изложенную в названии, которое, например, можно перевести как "сон о мечте", "мечта о мечте". В условной реальности Эло несколько уровней, существующих, не пересекаясь, друг в друге. И в данном случае хореографу музыка нужна, скорее, как средство, раскрывающее артистов, как инструмент, а не как некая основа, определяющая танец; здесь музыка и танец - два мира, но они не вступают в противоречие.
В интервью "Ленте.ру" финский хореограф рассказал, что его поразила эмоциональность русских артистов, созвучная музыке. В "Dream of Dream" десять танцовщиков Большого театра противопоставлены Шипулиной, они вместе, но при этом все немного разные, и исключительно свободные в строго выверенном танце. Шипулину хореограф выбрал не случайно; по словам Йормы Эло, она как никто другой хороша не только в классике, но и в новой пластике; именно эта балерина, уверен Эло, способна провести зрителей по такому "сну".
Программа фестиваля получилась во многом "настроенческой", и главным украшением ее стал непохожий на все остальное балет "Дафнис и Хлоя", поставленный на античный сюжет Жаном-Кристофом Майо, мастером пластического театра. Созданный на музыку Равеля, написанную в 1912 году, опус Майо чрезвычайно чувственен, эмоционален - его балет рассказывает о взрослении влюбленных, которые открывают новые чувства и ощущения, познают друг друга под руководством опытной пары.
Наверное, одним из важнейших итогов фестиваля, придуманного Филиным, стало долгожданное согласие Майо поставить балет для труппы Большого театра. Именитый хореограф представит свое творение, скорее всего, в сезоне 2013-2014, и можно быть уверенным, что репертуар Большого пополнится изысканным балетом, который украсит афишу ГАБТ. Не заглядывая вперед, хочется отметить успех первого фестиваля и артистов балета Большого театра, которым эксперименты с современными хореографами точно понравились.