Один из самых острых корпоративных конфликтов в России - разногласия между совладельцами ТНК-ВР - чуть было не разгорелся с новой силой. На этот раз камнем преткновения между AAR и BP стала возможность сотрудничать с "Газпромом" в строительстве новой ветки "Северного потока". Партнеры, от которых все ждали новой ссоры, тем не менее проявили небывалое единодушие и, вроде бы, договорились.
Совладельцы ТНК-ВР - британский нефтегигант BP и российский консорциум AAR ("Альфа-групп" Михаила Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника и "Ренова" Виктора Вексельберга) - ссорятся по меньшей мере с 2008 года, когда в результате корпоративного конфликта был отправлен в отставку глава СП Роберт Дадли.
Затем последовала неудачная попытка ВР стать партнером "Роснефти": в январе 2011 года компании договорились об обмене активами и совместном освоении арктического шельфа, однако AAR через суд заблокировал многомиллиардную сделку. Российским партнерам не понравилось, что британцы сами решили сотрудничать с "Роснефтью", хотя по акционерному соглашению совладельцы ТНК-ВР должны все проекты на территории России и Украины реализовывать через совместное предприятие.
Такое поведение ВР, как заявлял тогдашний глава ТНК-ВР Михаил Фридман, стало отправной точкой для нового конфликта: из-за разногласий партнеров из совета директоров компании ушли два независимых директора, тем самым лишив руководящий орган кворума. В итоге управление в ТНК-ВР оказалось парализовано. По официальной версии, это стало причиной ухода Фридмана в отставку.
СМИ писали, что увольнение главы AAR с поста гендиректора ТНК-ВР можно расценивать как попытку давления на ВР с целью заставить ее продать свою долю в СП. Так ли это, неизвестно, но вскоре после ухода Фридмана британцы действительно заявили, что получили предложение и могут продать свои акции ТНК-ВР.
Тем не менее ВР не намерена вовсе уходить с перспективного российского рынка. Нефтегигант решил предпринять новую попытку сотрудничества с госкомпанией в РФ - на этот раз обсуждается участие в строительстве ответвления "Северного потока" к Великобритании.
В настоящее время "Газпром" поставляет топливо только по одной нитке "Северного потока", которая была запущена в ноябре 2011 года. Поставки по второй нитке, строительство которой было завершено в апреле 2012 года, начнутся в будущем октябре. После этого мощность газопровода составит 55 миллиардов кубометров.
В декабре прошлого года в "Газпроме" заявили, что мощность "Северного потока" может быть увеличена в два раза за счет строительства третьей и четвертой веток. В конце июня этого года глава концерна Алексей Миллер сообщил, что решение о целесообразности строительства еще двух веток принято и одна из них может дойти до Великобритании. Председатель правления монополии уточнил, что состав акционеров для британского ответвления может измениться (в настоящее время совладельцами Nord Stream являются "Газпром", немецкие E.ON Ruhrgas и Wintershall, голландская Gasunie и французская GDF Suez).
Британцы тут же решили ухватиться за новую возможность и стать партнером концерна. Памятуя о печальном опыте, компания сначала спросила разрешения на начало переговоров с "Газпромом" у российских акционеров ТНК-ВР. Консорциум AAR предложил британцам действовать как положено - сперва предложить сделку совместному предприятию, то есть фактически не дал согласия на участие нефтегиганта в проекте. В ответ, как писал "Коммерсантъ" 2 июля, ВР решила вовсе отказаться от партнерства. "Ультимативная позиция ВР 'или мы, или никто' лишний раз подчеркивает необходимость коренных изменений во взаимоотношениях между акционерами ТНК-ВР, а также демонстрирует пренебрежение, с которым компания относится к стратегическим интересам России", - заявил по этому поводу глава AAR Стэн Половец.
Вечером того же дня "Интерфакс" сообщил со ссылкой на неназванные источники, что ТНК-ВР направила своим акционерам и Nord Stream письма о намерении принять участие в строительстве "Северного потока".
Уже 3 июля, как пишет тот же "Коммерсантъ", ВР решила пойти на компромисс. По информации издания, британцы все же согласились обсудить вопрос участия СП в строительстве "Северного потока". В новом письме британской компании сообщается, что ВР решила поддержать руководство ТНК-ВР "в рассмотрении возможности прямого диалога с Nord Stream".
ТНК-ВР, в свою очередь, также смягчила позицию. Компания сообщила, что хочет участвовать в проекте напрямую. Тем не менее, в российско-британском СП не исключают, что после подробного анализа обнаружат "отсутствие коммерческого интереса". В таком случае менеджмент ТНК-ВР "будет готов рекомендовать совету директоров разрешить ВР прямое участие в этом... проекте и поддержать ВР в работе с другими игроками рынка и государством".
Готовность к компромиссу, которую проявили обе стороны, очень пригодится и ВР и ТНК-ВР, если они хотят получить хоть какую-то выгоду от возможного строительства ветки "Северного потока" к Великобритании. Планы можно строить уже сейчас, несмотря на то, что решение о прокладке дополнительных веток будет принято не раньше конца этого года. ТНК-ВР, к примеру, рассчитывает заработать на "монетизации" газовых запасов на Ямале.
ВР интересуется скорее сотрудничеством с "Газпромом", который в состоянии помочь ей получить доступ к российскому шельфу, чем самим строительством "Северного потока". Монополии же, в свою очередь, выгодней всего "дружить" с британским нефтегигантом: его политический ресурс может обеспечить российским газовикам доступ на английский рынок. Именно политики в середине 2000-х годов воспрепятствовали попытке "Газпрома" получить доступ к конечному потребителю в Великобритании через поглощение ведущей газораспределительной компании страны Centrica.
"Газпром" во всех своих проектах пытается наладить сотрудничество с ведущими сырьевыми компаниями тех стран, куда идет газ: в Германии это E.ON Ruhrgas и Wintershall, во Франции - GDF Suez, в Италии - Eni. Если решение о строительстве ветки "Северного потока" будет в итоге принято, ТНК-ВР без своих британских акционеров окажется явно лишним звеном.