Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять в первом чтении скандальный законопроект, ужесточающий требования к некоммерческим организациям. Поправки в него внесут, очевидно, только технические. Например, уточнят, какого размера должен быть шрифт, сообщающий о том, что НКО является "иностранным агентом". Кроме того, депутаты попытались разобраться, что такое "политическая деятельность" применительно к некоммерческим организациям, и выяснили, что ассоциация "Голос" ею занимается, а Общество охраны кошек - нет.
Законопроект, который обязывает некоммерческие организации (НКО) признавать себя иностранными агентами, рекомендовано принять в первом чтении. Такое решение во вторник, 3 июля, единогласно принял ответственный за документ думский комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Внесенный в пятницу депутатами Госдумы от "Единой России" законопроект вводит в законодательство новое понятие - иностранный агент. Признать себя агентами должны НКО, финансирующиеся из-за рубежа и занимающиеся при этом политической деятельностью. Как сказано в пояснительной записке, речь идет об участии в политических акциях, направленных на изменение государственной политики. Таким организациям предлагается добровольно войти в реестр иностранных агентов. Финансовый контроль над попавшими в список структурами будет жестче. В частности, их ждет обязательный ежегодный аудит, также их обяжут ежеквартально отчитываться о расходах. Организации расскажут властям, для каких целей получили иностранные деньги и как их потратили. Если НКО попало в реестр, то в любых своих материалах - на сайте, в листовках, пресс-релизах и статьях - оно должно указать, что является иностранным агентом.
Как пояснили авторы законопроекта на заседании профильного комитета, населению следует объяснить, с кем оно имеет дело. "Мы живем во время, когда широко распространены соцсети", - пояснил один из авторов бумаги депутат Александр Сидякин. По его мнению, людям необходимо помочь отфильтровывать информацию,которая исходит от "нашего зрелого гражданского общества и извне". Тем временем иностранные агенты этому мешают, "узурпируют мнение гражданского общества", полагает Сидякин. Другой автор законопроекта - глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая - считает, что, обязав НКО представляться иностранными агентами, власти смогут гарантировать, в том числе, и свободу волеизъявления граждан. "Отделить тех, кто пропагандирует безопасный секс и политические идеи", - уточнил Сидякин.
Авторы признали, что некоммерческих организаций, попадающих под действие законопроекта, не так много. Всего около тысячи российских НКО финансируются из-за рубежа, но политической деятельностью занимается только сотня из них. Тем не менее, даже такое количество иностранных агентов может повлиять на волеизъявление россиян, уверен третий автор законопроекта Вячеслав Никонов. "Одна такая небольшая партия большевиков так исказила волеизъявление граждан в свое время, что мало не показалось никому", - заявил Никонов.
По мнению депутатов, политическую организацию от неполитической отличит любой. Например, объяснил Сидякин, среди тысячи НКО, финансирующихся из-за рубежа, есть сахалинские корейцы, Общество вьетнамских ветеранов, клуб "Металлург". Но всем очевидно, что они не занимаются политикой, отметил он. А вот к ассоциации "Голос" у автора законопроекта были вопросы. По данным Сидякина, за год в Россию на финансирование НКО из-за рубежа пришло 7 миллиардов рублей. "В разы больше, чем в прошлые годы", - пояснил он. Из них 2 миллиарда получил "Голос". "Почему? Потому что были выборы в нашей стране, - отрезал Сидякин. - Они (иностранные государства - Лента.ру) их использовали для того, чтобы целенаправленно поливать грязью все происходящее, предоставлять исключительно в негативном ключе, разумеется. Граждане имеют право об этом знать".
В конце своей речи Сидякин пришел к выводу, что депутаты защищают не только население, но и самих правозащитников. "Мы защищаем НКО от недобросовестных иностранных грантодателей, которые в обмен на имущество требуют становиться их агентами влияния", - заявил он.
Депутат Андрей Красов выдвинул свою версию, почему финансовый поток из-за рубежа за последний год вырос. "В феврале месяце одна заморская страна создает Фонд развития демократии в России, хотя я бы сказал - Фонд разрушения демократии. А в мае приплывают деньги! То, что было 6 мая (оппозиционный "Марш миллионов", закончившийся массовыми беспорядками - Лента.ру), было произведено на зарубежные деньги", - подытожил Красов. Депутат Адальби Шхагошев добавил, что ряд НКО "серьезнейшим образом обострили ситуацию в ряде регионов, где шли войны - в Чечне и Дагестане". "Какую дестабилизацию они приносили, можно оценить потерянными миллиардами долларов - инвестициями, которые Северный Кавказ недополучил", - пояснил он, не поделившись названиями организаций.
Несмотря на конкретный пример НКО, осуществляющей политическую деятельность, не все участники в итоге поняли, кого же все-таки считать иностранными агентами. "Когда три бабушки сидят на лавочке, то они только и делают, что обсуждают политику и изменение государственного строя. Что, тоже под закон подпадают?" - спросил депутат от "Справедливой России" Андрей Туманов. "У нас есть еще закон об экстремизме. Если ваши бабушки сидят на скамейке, получают деньги от НКО и закладывают основу для свержения госстроя, то тогда экстремизм", - парировал депутат-единорос Михаил Маркелов.
Ясность в спор внес Вячеслав Никонов: "Бабушки не являются НКО и не получают финансирование. Под политическими акциями понимаются акции воздействия на государственную власть и принятие политических решений. Вопросы охраны кошек вот не являются политической деятельностью. Можно, конечно, впоследствии конкретизировать, но, в целом, все сидящие здесь могут отличить политику и не политику", - рассудил Никонов.
Туманов тем временем сообщил, что провел до заседания комитета филологическое исследование. Встречающихся в коридорах Госдумы людей он просил подобрать синоним к словосочетанию "иностранный агент". Туманов опросил 54 депутата, пять журналистов, двух уборщиц и двух официантов. "Все они назвали слово шпион", - сообщил депутат и предложил поменять формулировку. Но мнение опрошенных авторы законопроекта назвали "советским пережитком", от которого надо избавляться. Депутат Яровая пояснила, что агент - термин из гражданского права, и удивилась, почему словосочетание "налоговый агент" не вызывает у населения таких эмоций, как "иностранный агент".
Концепцию законопроекта профильный комитет поддержал. Причем единодушно. За выступил и депутат Туманов, на заседании заявлявший, что проект может "вызвать злоупотребления". Комитет рекомендовал внести ко второму чтению в документ поправки "юридико-технического характера". Например, пояснил председатель комитета Ярослав Нилов, не указано, каким шрифтом на материалах НКО должно быть написано, что организация является иностранным агентом. Депутаты, ссылаясь на американский опыт, предлагали ужесточить законопроект. По словам Никонова, в США под аналогичный закон подпадают не только НКО, но и другие структуры и даже физические лица, деятельность которых финансируется из-за рубежа.
На главный вопрос дискуссии комитет пока дал однозначный ответ: определять, занимались ли НКО политической деятельностью, должны суды. Впрочем, на какие документы, экспертизы или законодательные акты они могут опираться в принятии своих решений, не смог ответить и представитель Минюста, участвующий в заседании комитета.