Россия
21:30, 5 июля 2012

Витязи против бюрократии Участие россиян в авиасалоне "Фарнборо" оказалось под угрозой

Российские участники международного авиасалона "Фарнборо-2012" в Великобритании внезапно столкнулись с рядом бюрократических проволочек. Вылет пилотажной группы "Русские витязи" сорвался из-за отсутствия необходимой лицензии на вывоз военной техники за пределы РФ (при этом почему опытные "витязи" ее не получили, неясно), а неназванные представители авиаотрасли заявили о том, что Великобритания намеренно задерживает выдачу им виз - якобы из-за позиции России по Сирии. Посольство Соединенного королевства заявило в ответ на это, что авиаторы просто не успели вовремя подать документы.

"Ситуация с оформлением виз в этом году беспрецедентна", - сказал "Интерфаксу" "высокопоставленный представитель" авиаотрасли. По его словам, руководители делегаций, занимающиеся экспортом боевой авиатехники, никак не могут получить визы. На авиасалоне они должны вести "важные переговоры", без которых все участие России в "Фарнборо-2012" оказывается бессмысленным. Конечно, говорит источник агентства, "сама собой напрашивается мысль", что выдачу виз задерживают не из-за технических сбоев "британской бюрократии", а из-за позиции России по военно-техническому сотрудничеству с Сирией. Якобы некий "высокопоставленный представитель" пообещал, что если ситуация в этом году не разрешится благополучно, то в 2014 году Россия "Фарнборо" не посетит.

Информацию источника "Интерфакса" подтвердил и МИД РФ. "К сожалению, это не первый случай, когда бюрократические проволочки ставят под угрозу участие наших представителей в проводимых в Великобритании международных мероприятиях", - говорится в официальном сообщении ведомства.

box#2092086

По данным "Газеты.Ru", с трудностями при получении британских виз столкнулись также представители "Рособоронэкспорта" (не так давно, кстати, ведомству грозили санкциями США) и корпорации "Иркут", которые также намеревались принять участие в "Фарнборо". Все они заявили изданию, что подали документы в начале мая. Газета "Взгляд" разузнала, что "визовые проблемы" коснулись холдинга "Вертолеты России", а вот "Объединенная двигателестроительная компания" и ремонтирующее вертолеты ЗАО "Спарк" получили все документы в положенный срок.

Представитель неназванного крупного российского авиапредприятия заявил "Интерфаксу", что без виз остались треть сотрудников его компании, которые должны были вылететь в Великобританию 5-7 июля. Некоторые из них "в инициативном порядке" подали документы на ускоренное оформление туристической визы в Санкт-Петербурге: "премиум-услуга", позволяющая оформить визы некоторых типов за 2-3 дня взамен обычных 15-30 рабочих дней, существует только в Петербурге и стоит 10575 рублей (плюс визовый сбор). По его словам, "абсолютное большинство" российских участников подали документы в "посольство Великобритании" в мае - начале июня. Посольство Великобритании, надо отметить, документы на визы не принимает; этим занимается исключительно визовый центр, который затем отправляет их в консульство.

В ответ на все эти обвинения пресс-секретарь посольства Великобритании в Москве Дэвид Шоу заявил, что ведомство выдало около 150 виз желающим посетить "Фарнборо", а остальные просто не подали документы вовремя. Однако, сказал он, посольство готово рассмотреть каждый случай отдельно.

Получение британской визы для граждан России - процесс не самый приятный и простой. Заполнив анкету (в которую входят вопросы в духе "связаны ли вы с террористическими организациями" и "считаете ли вы себя хорошим человеком"), собрав документы, подтверждающие наличие денег, связей с родиной и цели поездки (точного списка Великобритания не требует, в отличие от стран Шенгенского соглашения, хотя и дает некоторые рекомендации), оплатив визовый сбор и сдав отпечатки пальцев, желающим попасть в Соединенное королевство россиянам остается только ждать. Как правило, консульство стремится уложиться в 15 рабочих дней (то есть три недели, если нет никаких государственных праздников в России или в Великобритании), но максимальный срок рассмотрения заявления на неиммиграционную визу составляет 12 недель. В высокий сезон - в этом году на лето, обычную пору отпусков и работы языковых школ пришлись еще и бриллиантовый юбилей коронации Елизаветы II вместе с Олимпиадой в Лондоне - минимальный срок резко увеличивается. Официальные данные о сроках рассмотрения заявлений в Москве не обновлялись с апреля, но на туристических формах пишут, что 3-4 июля визы получали те, кто подал заявление 7 июня. Речь, впрочем, идет о визах типа General visitor, для бизнес-виз (которые как раз и должны интересовать российскую делегацию в "Фарнборо") сроки могут немного отличаться.

В недальновидности российских делегатов, слишком поздно подавших документы, обвиняет не только британское посольство. О том же говорят и опытные путешественники, и уже получившие визы коллеги, и деловое издание "Финам.ру".

box#2092087

В разгильдяйство российской стороны тем легче поверить, учитывая, что 5 июля неназванные источники РИА Новости сообщили о сугубо внутренних трудностях пилотажной группы "Русские витязи": по данным организаторов вылета группы, "витязи" не смогли получить лицензию на вылет в Фарнборо от российских чиновников. Таким образом, шансов на участие в авиасалоне у пилотажной группы практически не осталось. Крайний срок вылета "Витязей" в Великобританию - 5 июля, так как до начала авиасалона им нужно выполнить квалификационные полеты и получить разрешение на полеты демонстрационные. И подобный инцидент у "Русских витязей" уже не первый в этом году: в мае они не успели получить необходимые документы для участия в оружейной выставке KADEX-2012 в Казахстане. Каких именно документов им тогда не хватило, не уточняется (Минобороны официально эту ситуацию не прокомментировало), и неясно, как опытная пилотажная группа второй раз наступила на одни и те же грабли. Но лицензию на вывоз военной техники в этот раз, судя по всему, не смогли получить только "Витязи": как минимум один российский учебно-боевой Як-130 уже прибыл в Фарнборо.

Списать все на козни отечественных бюрократов, однако, тоже невозможно: не секрет, что некоторые россияне действительно не могут выехать за рубеж по воле визовых офицеров. Так, за неделю до сообщений о "Фарнборо" комитет Сената США одобрил "закон Магнитского" - акт, запрещающий въезжать в страну чиновникам из списка сенатора Бенджамина Кардина, которые, по его мнению, причастны к смерти юриста Hermitage Group в СИЗО. Запрет на въезд, впрочем, действует и до официального вступления законопроекта в силу. Слухи о подобном запрете со стороны Великобритании ходили в октябре 2011 года, но тогда власти опровергли эту информацию. К весне 2012-го британские политики в открытую заговорили о запрете в парламенте.

Вот только сотрудники "Иркута", "Вертолетов России" и "Рособоронэкспорта" в "список Магнитского" не входят и репутацией Иосифа Кобзона (которому регулярно отказывают в визе - впрочем, американской, а не британской) не пользуются. Неразбериха вокруг документов "Русских витязей", в которой Великобритания явно никак не виновата, заставляет склониться к мысли, что про Сирию российские делегаты вспомнили лишь, чтобы хоть как-то оправдаться. Тем обиднее, что отечественные авиаторы впервые с 1984 года пропустят крупнейший авиасалон из-за собственной медлительности.

< Назад в рубрику