3 и 4 июля в Лондоне Christie's и Sotheby's провели торги "Искусством старых мастеров и британской живописью", продемонстрировавшие все возрастающий интерес к этому сегменту арт-рынка. Отсутствие острой конкуренции между двумя аукционными домами было восполнено небольшим скандалом - испанскую баронессу, выставившую на продажу самую дорогую картину Констебла, не простили ни родственники, ни музейщики.
История британского искусства первой половины XIX века прежде всего связана с именами двух пейзажистов - Джона Констебла и Уильяма Тернера, приложивших кисть и руку к расцвету этого совсем не высокого жанра. Обоих художников, которых часто именуют романтиками, в действительности нельзя отнести к одному художественному направлению; так, например, романтический пафос оказался только одной гранью их искусства, богатого творческими поисками. Работы Констебла с бытовыми сценками, кроме того, чрезвычайно реалистичны.
И хотя Тернер пошел дальше своего соотечественника - и по влиянию на многие последующие поколения художников, и в своих собственных живописных экспериментах, и в известности в целом, творчество Констебла в не меньшей степени предвосхитило французский импрессионизм; именно он, обратившись к пейзажу родного графства Саффолк, заинтересовался самой природой, ее переменчивостью, светом и начал выходить на пленэр.
При этом Констебл всегда был и, возможно, остается по сей день самым "английским" художником - такая преданность британской природе мало кому была свойственна. В отличие от Тернера, любителя путешествий, Констебл никогда не выезжал из страны - он был верен родным местам и даже отказался от поездки во Францию, где обрел популярность.
Джон Констебл увлекался масштабными работами - именно к серии таких крупноформатных картин и относится проданная на Christie's "Плотина". Полотно из цикла, куда входят шесть картин - на всех изображена река Стаур (особая привязанность к этой реке объясняется тем, что на ней стоит родная деревушка художника Ист Бергхоулт), было написано в 1824 году. Период между 1815 и 1825 годами считается ключевым в творчестве пейзажиста: в 1821 году, например, он написал "Телегу для сена", также вошедшую в упомянутый цикл. "Телега" в 1825 году выставлялась на парижском Салоне, получила золотую медаль, произвела невероятное впечатление на Делакруа, а сейчас входит в собрание лондонской Национальной галереи.
Разумеется, сегодня любая картина с видами реки Стаур взорвала бы рынок, однако фурор могла вызвать только "Плотина" - единственное из шести произведений, остававшееся в частных руках. Картина принадлежала семейству барона Ганса Тиссена-Борнемисы, швейцарского промышленника и коллекционера "старых мастеров", который в 1990 году, в пик популярности на рынке Тернера и Констебла, купил ее на Sotheby's за 10,8 миллиона фунтов стерлингов (16,8 миллиона долларов). Картина на протяжении 16 лет удерживала звание самой дорогой в категории "Старые мастера и британская живопись", пока в 2006 году с молотка не ушла "Джудекка" Уильяма Тернера, купленная за 35,8 миллиона долларов. Тем самым негласная борьба между двумя великими британцами продолжилась.
Аукционный рекорд стоимости на произведения Констебла, установленный в 1990 году, оказался побит лишь 22 года спустя. 3 июля "Плотину" купили по телефону за 22,4 миллиона фунтов стерлингов (35,2 миллиона долларов США), и имя нового владельца, увы, неизвестно, из-за чего, собственно, и невозможно сказать, будет ли теперь картина Констебла выставляться или нет. Однако агентство Bloomberg знает, что на картину претендовал русский покупатель.
Продажа Констебла, ставшая, без сомнения, событием для художественного рынка, привлекла внимание не только рекордом и даже не тем, что стала одной из пяти самых дорогих работ "британской живописи", а самим фактом появления на торгах, который возмутил имеющих отношение к баронессе Кармен Тиссен-Борнемиса. Кармен, бывшая Мисс Испания, была пятой женой барона - до 2002 года, пока любитель искусства, открывший музей своего имени в 1992-м, не умер. Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде входит в "золотой треугольник искусств" (вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии ) и год от года становится все популярнее.
Баронесса является одной из самых богатых женщин Испании и, по данным СМИ, владеет четырьмя виллами, на которых работают до 80 человек, автомобилем Rolls-Royce, яхтой, а также коллекцией в 250 картин. Этого богатства баронессе, впрочем, не хватило на то, чтобы сохранить Констебла, с которым она, по собственному признанию, расставалась с болью. Вынудили же ее на такой шаг кризис в Испании и отсутствие наличных, невыносимое для аристократической особы. Приближенные к баронессе не верят в ее плачевное состояние, считая ее просто жадной и не очень умной женщиной.
Основные претензии к ней предъявляет падчерица - Франческа фон Хабсбург (von Habsburg), дочь барона от третьего брака (всего у него было четыре ребенка), которая обвиняет Кармен в неуважении к отцу и нарушении целостности коллекции, доставшейся ей после смерти барона (к неудовольствию его отпрысков). Некоторые издания рассказывают, что Франческа, правда, сама ведет себя странно: то любит мачеху, то делает вид, будто ее не знает, - однако самые авторитетные люди из мира искусства соглашаются с тем, что баронесса, видимо, и впрямь ничего не понимает в истории живописи. Норман Розенталь, британский куратор, бывший директор Королевской Академии художеств, отвечавший там за выставочную деятельность, в знак протеста против решения Кармен оставил пост попечителя музея Тиссена-Борнемисы.
Перед своей смертью барон около тысячи картин подарил Испании, остальные же достались жене, которая бесплатно отдала их музею в долгосрочное пользование. Падчерица Кармен больше всего опасается, что сработает эффект домино и вдова Тиссена-Борнемисы начнет продавать картины одну за другой, а в ее коллекции есть, например и Гоген, и Пикассо.
Как бы то ни было, но продажа Констебла помогла не только баронессе, но и аукциону Сhristies, выручившему за вечер 133 миллиона долларов и тем самым установившему рекорд в этой категории. Еще ни разу торги "Старыми мастерами" не приносили столько денег, как 3 июля - также благодаря Рембрандту и Пьетро Лорецетти. Торги Sotheby's принесли значительно меньше - около 50 миллионов долларов, а самым дорогим лотом на них стало полотно нидерландского художника XVII века Виллема ван де Вельде Младшего "Капитуляция корабля Royal Prince" (8,25 миллиона долларов). Вместе с тем, оба вечера показали, что интерес к старым мастерам и британским авторам только растет, и связано это в первую очередь с тем, что за последние 10 лет полностью обновился данный сегмент рынка и коллекционеры спешат купить лучшие образцы творчества классиков.
Экономический кризис в Испании по иронии судьбы улучшил показатели аукционного дома, баронесса лишилась исключительного произведения искусства, но стала богаче. В конце концов, Рембрандты и Тернеры не всех радуют - у бедной баронессы, например, от них одни заботы. Из-за картин с ней судится ее собственный сын Алехандро Борха, которого усыновил барон, видимо, не знавший, что "старые мастера", будучи собраны в большом количестве, приносят несчастье.