Вокруг комиссии по ТЭК при президенте России, которой прочат более широкие, чем у правительства, полномочия, сохраняется неопределенность. Сначала стало известно, что ее секретарь фактически станет главным по отрасли в стране, но потом его права почему-то не прописали в нужном документе, сославшись на ошибку. Деловые издания видят в этом борьбу между Белым домом и бывшим вице-премьером Игорем Сечиным, возглавляющим "Роснефть".
Игорь Сечин покинул правительство в середине мая, когда менялся кабинет министров. Вместо поста вице-премьера, на котором он отвечал, в числе прочего, за российский топливно-энергетический комплекс, Сечин занял должность президента "Роснефти" - крупнейшей нефтяной компании страны. Как выяснилось позже, от полномочий куратора энергетической отрасли человек, которого СМИ называли одним из самых влиятельных в Кремле, отказываться не собирался.
8 июня возглавляемая Сечиным "Роснефть" объявила о создании нефтяного клуба. Предполагалось, что в рамках этой организации представители отрасли будут обсуждать текущую ситуацию на рынке. О том, что они будут при этом бороться за свои преференции и лоббировать собственные интересы в органах государственной власти, речи не шло. При этом создание клуба происходило в состоянии то ли неразберихи, то ли секретности.
Дело в том, что СМИ сообщили о появлении новой структуры еще утром 8 июня. По данным деловых изданий, Игорь Сечин неожиданно пригласил крупнейших игроков отрасли на закрытый обед. Но днем гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков назвал эту встречу "не сенсацией" и добавил, что подобные собрания нефтяников проходят в последние несколько лет регулярно. Из его слов следовало, что о создании какой-то новой структуры речи не идет.
Некоторые увидели в появлении "нефтяного клуба" начало аппаратной борьбы между бывшим куратором отрасли Игорем Сечиным и новым вице-премьером, ответственным, в числе прочего, и за ТЭК, Аркадием Дворковичем. Появилась версия о том, будто Сечин нашел способ сохранить былое влияние, создав некий клуб участников отрасли. Пикантности этой ситуации добавлял тот факт, что первое заседание правительственной комиссии по ТЭК при Дворковиче совпало с открытием "нефтяного клуба" Сечина.
Вскоре появились подтверждения этой версии. Сначала агентство "Интерфакс" сообщило, что участники "нефтяного клуба" направили обращение к президенту, в котором попросили сделать организацию советом при главе государства.
А затем, 15 июня, президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ об образовании комиссии по вопросам стратегического развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Ее председателем стал сам Путин. Пост ответственного секретаря, как и ожидалось, занял Игорь Сечин.
Комиссия при президенте получила широкие полномочия. Фактически, у нее остались все те же права, что и у аналогичной правительственной структуры, действовавшей при вице-премьере Игоре Сечине в 2008-2012 годах. Орган даже получил возможность решать вопросы о предоставлении лицензий на российские недра.
За Сечиным были закреплены права оценивать поступающие от нефтяников материалы, запрашивать дополнительные данные, в том числе у правительства, проводить предварительные совещания, утверждать повестку дня, давать поручения органам власти и даже контролировать их выполнение. В отсутствие Путина проводить заседания комиссии должен был также Сечин, что дало основание полагать, что именно он и будет ее фактическим руководителем.
В состав комиссии вошло 45 человек. Кроме глав всех крупных нефтяных компаний, в том числе президента "Лукойла" Вагита Алекперова, президента "Русснефти" Михаила Гуцериева, генерального директора "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова, гендиректора "Газпром нефти" Александра Дюкова и члена правления ТНК-BP Германа Хана, в нее вошли независимые эксперты.
В комиссии оказались и представители органов федеральной власти - руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов и замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский. Как полномочия комиссии Сечина смогут не пересекаться с аналогичной структурой под руководством Дворковича, оставалось неясным. СМИ выдвигали предположения, что именно комиссия Сечина станет главным инициатором всех решений по ТЭКу, а правительству останется их исполнять.
Представители нефтяных компаний высказывались по поводу происходящего исключительно анонимно, но даже по этим комментариям было понятно, что мнения участников рынка разделились. Одни отмечали, что работать с комиссией Сечина намного перспективнее, так как все важные решения все равно принимает Владимир Путин, а новая структура - это прямой выход на него.
Другие обращали внимание на абсурдность ситуации: одну из главных ролей в развитии ТЭК будет играть участник рынка. Игорь Сечин с мая больше не является чиновником, напротив, как руководитель "Роснефти" он обязан заботиться о процветании именно своей компании. В сложившейся ситуации речь идет уже не просто об ограничении конкуренции, а о контроле над рынком со стороны одной, пусть государственной и самой крупной, но все же коммерческой структуры.
Появлению дублирующего функции правительства органа наверняка не обрадовались и в Белом доме. "Коммерсантъ" писал со ссылкой на неназванные источники, что к указу о создании комиссии по ТЭК, подписанном Владимиром Путиным, поступили замечания от членов правительства, в том числе и от премьер-министра России Дмитрия Медведева. В результате в начале июля в рассылку Кремля и Белого дома поступил измененный текст документа.
Из него были изъяты пункты, определяющие полномочия секретаря. В частности, Игоря Сечина лишили всех прав, связанных с совместной работой с правительством, - видимо, за ним остались исключительно функции по организации документооборота, да и те в указе не упоминаются. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил "Ъ", что президент принял решение управлять комиссией лично. "Ответственный секретарь будет обеспечивать и организовывать работу по поручению главы государства", - сказал он.
6 июля Песков пояснил "Московскому комсомольцу", что изначальная версия указа о комиссии, в которой были предусмотрены широкие полномочия Сечина, - рабочая. "В нашем управлении, которое занимается публикациями документов, произошла путаница. Вовремя не уточнили, поэтому была опубликована рабочая версия указа. Сейчас на официальном сайте Кремля доступен уже окончательный вариант документа", - сказал он.
Таким образом, получается, что чрезвычайных полномочий Сечина все-таки лишили. Как прокомментировал ситуацию Аркадий Дворкович, президентская комиссия будет больше заниматься стратегическими вопросами, а правительственная - оперативными. Но в какую структуру будут ходить с просьбами нефтяники, пока неясно. Очевидно, что комиссии создаются не на один день. И вряд ли стоит полагать, что "дележ полномочий" закончится быстро.