На 68 из 100 компьютеров, работающих в России, установлено пиратское программное обеспечение, утверждает исследовательская компания IDC, с 2004 года ежегодно составляющая отчеты о положении дел в этой сфере в разных странах мира. Сколь неприятной ни была бы эта статистика, надо отметить, что тут Россия не слишком выделяется на общем фоне. Этот уровень лишь на два процентных пункта выше, чем в Центральной и Восточной Европе.
Кроме того, за последние годы Россия снизила уровень пиратства на 19 процентных пунктов — больше, чем где бы то ни было в мире. Но это не отменяет того факта, что больше половины российских пользователей по-прежнему используют неоптимальные с экономической и технической точки зрения версии программ.
Большинство владельцев компьютеров с нелицензионным ПО искренне оправдывает свое нежелание приобрести программное обеспечение легально недостатком средств. тем, что это якобы слишком дорого. Однако они не отдают себе отчет в том, что вместе с дешевым нелицензионным программным обеспечением они приобретают еще и целый пакет рисков и проблем, которые в долгосрочной перспективе с большой долей вероятности могут сделать эту видимую экономию весьма разорительной.
Чтобы увидеть, какие проблемы и дополнительные расходы влечет за собой использование нелегального программного обеспечения, нужно понять, откуда оно берется. Когда-то единственным источником пиратских программ были "развалы" — лотки и киоски на радиорынках, в которых продавали сборники "Все версии Windows" или "22 офисные программы". Они остались и сейчас, однако все чаще краденное ПО просто закачивают из интернета, а иной раз и покупают вместе с компьютером. Нередко торговцы предлагают "взломанные" программы под видом официальных, как правило, за половину стоимости. Особенно опасно это для бизнеса — руководство и владельцы фирмы не обрадуются, если при проверке на наличие контрафактных программ выяснится, что красивые "коробочные" версии Windows или Office на самом деле были пиратскими. Нелегальные программы могут быть заражены вирусами и троянами, которые крадут пароли и коды от банковских и финансовых систем. Руководству любой компании придется горько пожалеть о таком "приобретении", даже если на начальном этапе ему и удастся на нем немного сэкономить. Нужно ли говорить, что если украденные у частного лица пароли от интернет-банка — это беда, то применительно к коммерческой организации несанкционированный доступ третьих лиц к учетным записям банковских систем — это настоящая катастрофа? За этим бизнесом, по данным "Лаборатории Касперского", уже несколько лет как стоит организованная преступность, которая работает профессионально и четко.
Кроме того, весьма нередко зараженное программное обеспечение превращает компьютер в часть так называемых «ботнетов» — сетей из десятков и сотен тысяч машин-зомби, которые по приказу владельца «ботнета» атакуют различные интернет-ресурсы или участвуют в распространении детской порнографии. Мало того, что в этом случае компьютер начинает работать совсем не на своего владельца, да к тому же пользователь против своей воли может оказаться вовлеченным в противоправные действия, некоторые из которых уголовно наказуемы. Ну и пойди потом доказывай следователю, что ты был не в курсе, чем занимался твой компьютер вместо основной работы.
Это особенно актуально при загрузке ПО из интернета через пиринговые сети или со специальных сайтов. Те люди, которые взламывают программы и распространяют ворованный софт, очень редко действуют из альтруистических соображений. Чаще всего они используют пиратские программы и утилиты-генераторы ключей для них в качестве «транспорта» для своих или чужих вирусов и троянов. По данным исследования Group-IB и Media Surveillance, 12,5 процента контрафактных дисков с Windows в России и 32 процента ключей для активации Windows, загруженных онлайн, содержат программы для хищения паролей и личных данных.
Но и это еще не все. По данным IDC, российские пользователи в целом и руководство российских фирм в частности очень часто недооценивают целый ряд чисто технических рисков использования пиратских программ. И совершенно зря — при взломе операционной системы или сложного офисного программного обеспечения в его код совершенно неизбежно вносятся изменения, которые негативно влияют не только на производительность компьютера, но и на его энергопотребление.
Неоптимизированный программный код неэффективно использует ресурсы компьютера, заставляя его тратить на обработку данных больше вычислительной мощности. Как следствие — уменьшается срок службы отдельных элементов, растет энергопотребление. В процессе также увеличивается выделяемая тепловая энергия, что приводит к дополнительным расходам на поддержание оптимальной температуры в офисе и дома. И тогда как в домашних условиях это может быть и незаметно, то в условиях больших производств такие дополнительные расходы могут оказаться весьма ощутимыми.
Нельзя также забывать и о том, что пиратские программы не позволяют устанавливать обновления, а это значит, что пока конкуренты с каждым днем используют свои программы все более эффективно и применяют их новые возможности, компания-пират вынуждена искать резервы повышения производительности труда где-то еще, и хорошо, если есть где. Наконец, пользователи легальных программ получают поддержку от компании-изготовителя и помощь при решении самых разных вопросов. Без такого рода поддержки неожиданная ошибка может надолго вывести из строя, а то и заставит изменить, даже самые продуманные бизнес-процессы.
Кроме всего прочего экономия на лицензионном программном обеспечении может привести к подрыву репутации компании. Проверки офисного ПО на предмет контрафакта — весьма неприятная процедура. И дело даже не в том, что использование нелицензионных программ влечет за собой наложение штрафов и даже судебные разбирательства с разработчиками, что и само по себе вряд ли кого-то обрадует. Но если компания будет поймана правоохранительными органами на использовании нелегального софта, то ее компьютеры будут конфискованы. Это может парализовать деятельность фирмы и привести к срыву сроков выполнения контракта или отмены договоренности, что повлечет за собой такие репутационные потери, от которых не каждый бизнес сможет оправиться.
Стоит ли всего этого призрачная "экономия" на лицензионных программах? Вопрос, кажется, уже становится риторическим.