Крымск живет слухами. Местные жители если уже и не верят, что катастрофа в выходные произошла из-за сброса воды с водохранилища, то полагают, будто дамба прорывается прямо в эти часы. На кладбище не вырыты сотни могил, и горожанам кажется, что власти прячут трупы в рефрижераторах. Корреспондент "Ленты.ру" попытался выяснить, остался ли кто-то, чьи слова еще не кажутся ложью обитателям Крымска.
Начальника ГО и ЧС по Крымску Дениса Пронина третий день допрашивают следователи. Об этом рассказывают его друзья. Пронин не скрывает, что был на допросах, и с грустной усмешкой говорит, что его "сделают крайним". Ведомство Пронина должно было предупредить население о надвигающейся катастрофе. Людям приходили SMS-рассылки с предупреждением о возможном наводнении, их информировала бегущая строка по телевизору, а также несколько включенных сигнализаций, утверждает Пронин. Но 60-тысячный Крымск этого просто не заметил.
Местные жители поясняют: SMS, как правило, приходят только тем, кто живет у реки Адагум. "Они успевают сняться, если вдруг уровень воды повышается", - рассказывает координирующая работу волонтеров Наталья. Еще у речки во время паводков встают казаки и по цепочке оповещают население.
Когда случился потоп, Пронин был в отпуске. Правда, отдыхал он все равно в Крымске. И ему точно так же, как и многим другим, пришлось спасать свою семью. Знакомые начальника ГО и ЧС рассказывают, что после этого Пронин помогал вытаскивать трупы и "вернулся домой весь в крови, а сейчас вот ходит на допросы и сутки проводит в штабе". При имеющихся средствах, по словам Пронина, служба, получающая финансирование из бюджета Краснодарского края, предприняла все возможное для оповещения населения. "А чтобы сделать систему оповещения современной, нужно много денег", - говорит он.
Жители обижены на отдел Пронина. Обижены и на сотрудников МЧС, которые не забирали на пожарных машинах их семьи с крыш. Но они не знают, что у муниципальных служб Крымска техники в сотни раз меньше, чем домов в городе. Губернатор Александр Ткачев на встрече с журналистами в администрации и вовсе заявил, что у города одна дежурная пожарная машина. Пронин рассказывает другое: в Крымске у всех аварийных и спасательных служб - 120 единиц техники. Это, разумеется, не только пожарные машины, но также автобусы, маршрутки и полицейские автомобили. И все равно мало, да и пригодны для условий наводнения не все машины. При этом в ночь с пятницы на субботу в службу 01 поступило 4200 звонков. Если считать, что из каждого дома звонили один, а не десяток раз.
В понедельник, 9 июля, случилась первая отставка: губернатор Ткачев снял главу района Василия Крутько. Как признался Ткачев, такое решение он принял, в том числе, и после разговора с людьми - "учитывая мнение населения". В понедельник утром население у кинотеатра "Русь" (тут располагается штаб гуманитарной помощи) кричало, что Крутько надо четвертовать. А для районной администрации крупные загорелые мужчины в расстегнутых рубашках предлагали закупить гранаты и автоматы. В том смысле, что будь у них - жителей, а не чиновников - гранаты и автоматы, они бы ими точно воспользовались.
Грустная усмешка допрашиваемого следователями Пронина понятна. По Крымску ходит множество слухов о том, почему город не предупредили об опасности. Когда выяснилось, что слив Неберджаевского водохранилища не поврежден, местные жители поверили, что потоп случился из-за открытия шлюзов на других водохранилищах. В общем, в понедельник днем Ткачеву снова пришлось снаряжать вертолетную экспедицию на потенциальные водохранилища-убийцы - вместе с собой он взял пятерых местных жителей. По прилету они смущенно сообщили в коридоре администрации, что водоемы целы. Пронин грустно и бессильно улыбается. Корреспондент "Ленты.ру" помнит, что точно так же безнадежно улыбались региональные МЧСники после лесных пожаров летом 2010-го, когда погорельцы отчаянно ругали их за то, что одна на муниципалитет машина не смогла быть одновременно сразу в трех деревнях.
Местные жители обсуждают, что "было бы хорошо", если бы "кто-то вышел к администрации". Имеется в виду - чтобы продемонстрировать свое отношение к чиновникам. "Власть поносят такими словами, что вам и не снилось", - инструктировали сотрудники администрации с утра мобильные бригады, которым предстояло описывать пострадавшее имущество граждан. Примерно в это же время около администрации возникла жительница Крымска с грязным ведром в руках, которая начала скандировать: "Дайте воду!" "Это вы вот помытые и чистые, а мы в таком говне третий день живем!" - бросила она в лицо вышедшему из здания чиновнику. Потоки воды смыли и водопровод: если в центре нет горячей воды, то в наиболее пострадавших районах - вообще никакой.
Однако настоящая баталия развернулась у стен администрации позже, когда на дверях вывесили списки тех, кому положены компенсации. Загорелый мужчина в шортах с оголенным торсом открыл дверь бывшего кабинета Крутько ногой, проревев: "Ну и где он?!" Этот мужчина не обнаружил себя в списках людей, которым выплатят 10 тысяч рублей. Полицейский, сделавший выпад в сторону разъяренного местного жителя, в итоге ни на что не решился - и безмолвно последовал за ним на почтительном расстоянии. Затем в кабинет пришел второй посетитель. С ним была молодая дочка. Этого человека интересовало, "сколько уже можно издеваться над людьми" и "иметь столько наглости". Семью жителя молча внесли в списки.
Через час полиция официально попросила жителей Крымска "сдать оружие во избежание несчастных случаев". Когда "обстановка нормализуется", хозяева смогут его забрать, говорилось в распространенном пресс-релизе. Губернатор Ткачев прокомментировал инициативу журналистам: "В условиях, когда дом стоит без окон, без дверей, легко вытащить оружие". Но согласился с тем, что когда дом стоит без окон, без дверей, то оружие может понадобиться его хозяевам. "Или имеется в виду, что они выйдут с оружием против власти? Которая сейчас помогает, привлекаются волонтеры? - переспросил губернатор и тут же объяснил: - Хотя психологическая травма огромная, тысячи людей находятся без кола, без двора. Но я не думаю, что протесты возможны, власть эффективно сработает. Это ведь наши люди. Мы будем терпеливо их слушать".
Боевое настроение местных постоянно подогревается слухами, которые бурно обсуждаются на улицах, в очередях - повсюду в городе. Один из них для жителей Крымска - самый страшный и самый правдоподобный. Кто первый сказал, что на каком-то водохранилище все-таки прорвалась дамба и на город снова идет поток воды, непонятно до сих пор. Но за полчаса об этой "новости" узнали все. Жители бросили свои дома и то немногое, что в них осталось, схватили детей и паспорта и побежали на возвышенность в центр. Телефонные трубки в штабе МЧС разрывались. По грязным, испачканным илом тротуарам поехали машины служб 01 и 02. "Сохраняйте спокойствие", - призывали жителей из мегафонов. Через час некоторым пришло SMS-оповещение о том, что "прорыва дамбы не было". После паники в городе воцарилась словно бы атмосфера неловкости и стыда. "У меня от всего этого уже голова взрывается", - тяжело вздыхал в магазине в очереди за водой молодой житель Крымска. А стоящая рядом с ним молодая студентка допрашивала мать, откуда она узнала о том, что прорвало дамбу.
Успокоить жителей не всегда удается и волонтерам, которым население доверяет все-таки больше, чем спасателям. "Они к нам сами приезжают, привозят еду", - объясняют свое отношение многие горожане.
По размытой водой улице Виктории на джипе едут волонтеры из Ставрополя. Это окраина города. Несколько молодых людей организовали сразу после того, как стало известно о ЧП в Крымске, волонтерский центр в Ставрополе. Второй десант из Ставрополя приедет на Кубань в среду. Местные жители, осуждающие МЧСников за то, что они к ним не едут, не знают, что действия большинства волонтеров координируются через штаб спасателей. Именно там стекающимся в город со всего юга России, Москвы, Санкт-Петербурга и даже Сибири добровольцам рекомендуют адреса, по которым требуется помощь.
Ситуация в Крымске по-прежнему тяжелая. Дворы в школах и детсадах залиты илом; дворы, кухни и детские покрыты слоем грязи и щепками от мебели; к домам невозможно пробраться через кучи мусора.
Здание, в которое приезжают добровольцы из Севастополя, в помощи уже не нуждается, потому что хозяева убрали все сами. Но у них закончилась еда. В кинотеатре "Русь", а также в штабе, организованном в одном из детских садов, есть хлеб, консервы, сахар, даже овощи. Однако хозяева этого дома собираются ехать за хлебом в Новороссийск. То, что помощь можно получить в центре города, что до нее можно добраться пешком, для этих людей - всего-навсего городская легенда.