Российское подразделение международной торговой сети IКЕА, известной своей чистоплотностью в коммерческих отношениях, оказалось замешано в коррупционном скандале. По данным МВД, в арендном управлении компании банально вымогали взятки за предоставление помещений, как на каком-нибудь рынке. В деле появился первый осужденный. В компании пока не комментируют приговор.
МВД распространило информацию об осуждении гражданина Турции Окана Юналана 11 июля. Согласно пресс-релизу, приговор был вынесен Дорогомиловским судом Москвы. Дата вынесения не была указана.
Юналан был приговорен к пяти годам строгого режима за попытку коммерческого подкупа, сопряженного с вымогательством в особо крупном размере. По версии следствия, турок был посредником в вымогательстве взятки за предоставление в аренду помещений в подмосковном торговом комплексе "МЕГА Теплый Стан". Конечным получателем денег был назван руководитель группы аренды ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" Карл Ингвалдссон. Он объявлен в федеральный розыск, как и еще один фигурант дела - гражданин Турции Йылдырым Ферит.
В Главном управлении экономической безопасности МВД отмечают, что Юналан был задержан еще в апреле 2011 года в "Кофе-Хаусе" на Кутузовском проспекте. Сумма переданной ему взятки составила 6,5 миллиона рублей. Эти деньги, как утверждают в МВД, предназначались за согласование договора об аренде двух помещений.
Сообщение о вынесении приговора сопровождалось отдельным недоразумением. В первом пресс-релизе Юналан был назван гражданином Швеции и топ-менеджером IКЕА, в связи с чем информационные агентства, а также прочие издания и телеканалы выпустили новости с заголовками об осуждении высокопоставленного сотрудника торговой сети. Пресс-служба МВД затем исправила ошибку, но осадок, как говорится, остался.
Информация об уголовном деле, в котором фигурирует IКЕА, появилась лишь в декабре 2011 года, то есть спустя полгода после задержания Юналана. По данным газеты "Коммерсантъ", у пострадавшего бизнесмена вымогатели требовали 11 миллионов рублей. Речь шла о продлении договора аренды, а угрожал отказом сам Ингвалдссон.
Переговоры, по данным следствия, вел бывший сотрудник IКЕА Юналан. Коммерсанту удалось сбить размер отступных до 6,5 миллиона рублей. После задержания турка обвинили в мошенничестве, так как у него не было полномочий заключать договоры об аренде. Однако, когда стало известно, что деньги предназначались топ-менеджеру IКЕА, дело переквалифицировали на статью "коммерческий подкуп".
Выяснилось, что Юналан должен был передать деньги Йылдырыму, а тот - положить их в сейф Ингвалдссона, который уехал в отпуск в Швецию. Поскольку подозреваемый менеджер в Россию так и не вернулся, обвинение ему предъявили заочно. Соответствующие запросы на экстрадицию были направлены в декабре 2011 года в Швецию и Турцию.
Юналана до суда оставили на свободе под залог в три миллиона рублей. Как отметили в МВД, Ингвалдссон через своего сообщника пытался дать взятку следователям за закрытие уголовного дела, но подробности, в том числе и предложенную сумму, не раскрыли. Неизвестным также осталось имя пострадавшего коммерсанта.
В IKEA "Ленте.ру" подтвердили, что компания полностью сотрудничает с правоохранительными органами, расследующими дело, в котором фигурируют несколько ее бывших сотрудников. Более подробно в пресс-службе ритейлера комментировать дело не стали, сославшись на интересы следствия, и отметили лишь, что упомянутый в сообщении МВД "гражданин Швеции не является сотрудником ИКЕА МОС в настоящее время".
Обвинение в коррупции должно было быть болезненно воспринято в компании, которая публично декларировала свое намерение никому и никогда не давать взятки и жаловалась на вымогательство, с которым ей пришлось столкнуться при открытии магазинов в России. В 2010 году широкую огласку получила отставка двух топ-менеджеров IКЕА, которые всего лишь проигнорировали информацию о том, что компания-подрядчик в Петербурге дала взятку за решение вопроса с электроснабжением. Тогда своих постов лишились директор по Центральной и Восточной Европе Пер Кауфман и директор по недвижимости в России Стефан Гросс.
Основатель IKEA Ингвар Кампрад, один из богатейших людей мира, является идейным противником коррупции. Он был готов к тому, что компания, работая в России, будет в некоторых случаях нести убытки, но сохранит свою репутацию фирмы, не дающей и не берущей взяток. До дела Ингвалдссона IKEA удавалось соблюсти непорочность, по крайней мере в том, что касается взяток в их обычном понимании.
Вместе с тем компании брала на себя, причем не то чтобы полностью добровольно, дополнительные обязательства социального плана. Например, в ходе переговоров об открытии комплекса МЕГА в Химках IKEA пришлось пожертвовать миллион долларов на развитие детского спорта. В Новосибирске, Самаре и других крупных городах компанию обязали профинансировать развитие местной инфраструктуры.
Кроме того, IKEA пришлось столкнуться с особенностями ценообразования со стороны российских поставщиков. Так, по оценкам компании, в 2009 году она переплатила за газ и электричество 136 миллионов евро, но не поддалась соблазну решить вопрос в неофициальном порядке и договориться о щадящих тарифах.
Случай с Ингвалдссоном, вина которого, впрочем, еще не установлена судом, демонстрирует, что российский деловой климат разлагающе действует даже на морально устойчивых шведов, не говоря уже о турках. О дальнейшей профессиональной карьере топ-менеджера остается только гадать. Но вряд ли человеку, вкусившему запретный плод коррупции, доверят новый ответственный пост.