Министры финансов стран ЕС на этой неделе приняли решение выделить банковской системе Испании спасительные 100 миллиардов евро. Более того, условия помощи были смягчены по сравнению с предыдущим вариантом: теперь оказавшейся в кризисе стране предоставлен лишний год для того, чтобы привести государственные финансы в относительный порядок. Впрочем, простых испанцев это решение не обрадует, так как платить за спасение придется им самим.
Финансовый кризис в Испании этой весной и в начале лета развивался стремительно. Меньше месяца прошло от сообщений о затруднениях в банковской системе до обращения за помощью к Брюсселю. Причем сам процесс выглядел интересно: прежде чем Мадрид подал заявку на предоставление средств, ряд официальных лиц еврозоны настойчиво уговаривали его это сделать.
Первоначально планировалось, что деньги ЕС будут выделены правительству Испании по приемлемой кредитной ставке, а уже само государство будет заниматься рекапитализацией банков. Но этот способ действия многократно критиковался: многие политики и эксперты заявляли, что таким образом колоссально увеличится долговая нагрузка страны. На очередном саммите еврозоны, состоявшемся в конце июня, было принято принципиально новое решение - финансовые организации будут получать деньги напрямую из стабилизационного фонда еврозоны. То есть по сути речь зашла о коллективной ответственности всех участников валютного союза.
Испания станет первой страной, на которой будет опробована эта схема. Испанские кредитные организации, включая оказавшийся на грани краха банк Bankia, получат около 100 миллиардов евро от Брюсселя, 30 миллиардов из которых будут выписаны уже к концу июля. Правительство страны при этом ничем не рискует и имеет возможность сохранить относительно низкий уровень госдолга (составляющий сейчас около 70 процентов ВВП, что меньше, чем показатели наиболее финансово надежных стран блока - Франции и Германии). Обратной стороной медали является то, что Мадрид в значительной степени теряет контроль над собственной банковской системой, отдавая ее на откуп чиновникам из Брюсселя.
Но на этом плохие новости для правительства, возглавляемого Мариано Рахоем, не заканчиваются. По предварительным условиям стабилизационного кредита, испанские банки должны провести частичный дефолт по своим долговым бумагам. Но дело в том, что в Испании значительной частью банковских долгов владеют частные лица, в основном представители среднего или даже рабочего класса. Как правило, они держат так называемые "младшие" облигации, которые в случае затруднений у эмитента погашаются в последнюю очередь.
Получается, что простые испанцы понесут наибольшие потери от такой "помощи". Естественно, что с политической точки зрения согласие Мадрида на условия ЕС выглядит крайне непривлекательным - даже если банкирам удастся уговорить инвесторов разделить с ними потери. Выйдет даже хуже, чем в Греции, где европейские финансовые тузы смогли быстро вывести свои средства из облигаций, по которым был проведен фактический дефолт, а убытки пали на плечи местных финансовых организаций и пенсионных фондов. В результате греческая экономика получила дополнительный удар, но он хотя бы попал по рядовым гражданам страны косвенно, а не напрямую.
К этому стоит добавить и то, что общая экономическая ситуация в стране аховая. Почти каждый четвертый трудоспособный испанец ныне безработный. Если же посмотреть на положение молодежи на рынке труда, то иначе как катастрофическим его не назовешь: среди граждан до 25 лет без работы сидит вообще большинство. Конечно, частично это компенсируется традиционно высокой долей теневой экономики в стране, но все же социальное напряжение чрезвычайно высоко, о чем свидетельствуют и нескончаемые акции протеста.
Кроме того, Рахой 11 июля объявил о том, что намерен повысить налог на добавленную стоимость. Мало того, что мера эта крайне непопулярна сама по себе, так еще и напрямую противоречит всем обещаниям испанских консерваторов, под которыми они шли на выборы. Нельзя сказать, чтобы такого рода изменение экономического курса было чем-то из ряда вон выходящим - много кто обещал снизить налоговое бремя, а на самом деле усиливал его, но в придачу к другим трудностям для значительной части населения оно выглядит издевательством. Теперь ко всему этому добавятся еще и потери многочисленных "народных инвесторов".
С другой стороны, деваться Мадриду особенно некуда - доходность по 10-летним облигациям страны уже перешагнула отметку в 7 процентов, что обычно свидетельствует о неизбежности дефолта, если только не вмешается "Бог из машины", которым в данном случае является Евросоюз. Судя по всему, правительство страны скрепя сердце все же согласилось с условиями ЕС. В любом случае, окончательная ясность наступит 20 июля, когда состоится очередной саммит организации.
Между тем, спасение Испании от кризиса может быть приостановлено по причинам, уже никак не связанным с позицией самого Мадрида. В Германии Конституционный суд отказывается признать соответствующим законодательству страны фискальный пакт ЕС и, собственно, создание постоянно действующего европейского стабфонда, из которого будут выдавать средства нуждающимся странам. Более того, президент страны Йоахим Гаук соответствующие законопроекты подписывать не желает, а это уже грозит полномасштабным политическим кризисом в самой Германии. Без одобрения Берлина любые европейские соглашения превращаются в филькину грамоту.
Таким образом, действия Евросоюза вызывают резкое неприятие как на периферии еврозоны, так и в ее "сердце", пусть и по разным причинам. Тем не менее, сидеть сложа руки Брюссель тоже не может. Стоит заметить, что с каждым разом принимаемые на саммитах решения являются все более радикальными и все сильнее подталкивают Европу к новой, более жесткой форме объединения. Главный вопрос состоит в том, окажется ли очередная ступень на этом пути совсем неприемлемой для большинства участвующих сторон, или они готовы идти на любые жертвы ради сохранения еврозоны в ее нынешнем виде.