12 июля 2012 года исполняется 50 лет самой разгильдяйской из величайших групп (и наоборот) в истории популярной музыки. Ровно полвека назад на сцене лондонского клуба Marquee свой первый концерт сыграли The Rolling Stones.
Величие "роллингов", конечно, измеряется не только годами, проведенными на сцене, - хотя по этому показателю сейчас с ними могут поспорить разве что Beach Boys. И не только тиражами проданных пластинок - более 200 миллионов по всему миру. И не только гастрольным размахом - их турне в поддержку последнего альбома A Bigger Bang до недавнего времени удерживало рекорд самого прибыльного концертного тура всех времен.
Значительность этой группы стала ясной и очевидной практически сразу, с самых первых ее шагов. Как бы просто это ни звучало, она кроется в песнях.
Пускай в 1960-е годы, золотую эпоху рок-н-ролла, в мире безапелляционно господствовали The Beatles, ничуть не смущенные этим фактом The Rolling Stones и себе отхватили жирный кусок славы, разыграв классическую схему "хорошие битлы - плохие роллинги". Они отвадили от себя домохозяек, но привлекли бунтарей и хулиганов.
"Роллинги" в числе первых возвели в культ и сделали повсеместно популярными R'n'B и блюз - музыку черных американцев, которой они вдохновлялись. При этом, казалось бы, сделали это нарочито небрежно и не столь талантливо. Вряд ли каждого из них по отдельности можно счесть профессиональным и безупречным музыкантом, но вместе они, даже при постоянной своей расхлябанности, сильны и неповторимы. Можно сколько угодно выпячивать губы и кривляться как Мик Джаггер, но ты никогда не споешь и не станцуешь как он. Можно детально скопировать нехитрую манеру игры на гитаре Кита Ричардса и Ронни Вуда или барабанные партии Чарли Уоттса, но ты никогда не воссоздашь их драйв, не просчитаешь сольные импровизации и не поймешь ход мысли рок-н-ролльных гениев.
Впрочем, "роллинги" потрясают еще и тем, что их гений всегда соседствовал с тотальным разгильдяйством и игнорированием музыкальных и жизненных условностей и традиций. Ведь это только они могут позволить себе выпускать по альбому в пятилетку, не видеться друг с другом годами и не репетировать перед концертами, за которые им платят миллионы долларов. И только они могли накануне собственного 50-летия вдрызг разругаться из-за пары нелицеприятных строчек в автобиографии, сорвать гастроли, которых от них ждал весь мир, помириться и отметить грандиозный юбилей... фотовыставкой!
Порой кажется, что где бы ни были "роллинги", на сцене или в жизни, они вообще не представляют, что выдадут в следующий момент - гениальное соло, провальный концерт, скандальное интервью или великий альбом. Они просто не подадут вида, если допустят ошибку, и пойдут напролом дальше. В конце концов, это просто рок-н-ролл. И он нам нравится.
В честь праздника "Лента.ру" вспомнила несколько любимых песен The Rolling Stones, постаравшись избежать наиболее очевидных.
Для автора этих строк, как, возможно, и для многих других, "роллинги" начались с оранжевой пластинки "Архив популярной музыки" фирмы "Мелодия" и песни о том, что сердце из камня не разбить никогда.
"Слезай с моего облака" - классический "бунтарский" трек, выпущенный вслед и в ответ на небывало успешный "Satisfaction".
Отдельная изюминка этого номера - Брайан Джонс (ныне покойный), играющий на маримбе.
Среди поклонников упорно ходили слухи, что в записи этой песни принимали участие The Beatles - настолько битловской по духу она получилась.
"Роллинги" как они есть. Любимый трек Мартина Скорсезе, который использовал его в трех своих фильмах.
Центральная композиция легендарного двойного альбома "Exile on Main St." 1972 года, о котором сложено немало легенд и который почитается лучшей записью "роллингов".
Всем прекрасным "роллинговским" балладам вроде "Angie" и "Wild Horses" безоговорочно предпочитаем эту...
... и эту.
Этой песней "роллинги" доказали, что могут быть модными и своими "в доску" и в альтернативные 1990-е.
Квинтэссенция рок-н-ролла. Три с половиной минуты, в которых уместилось все - от божественной красоты до дьявольской магии.