Президент России Владимир Путин в течение последних месяцев создал несколько экономических комиссий, которые будет возглавлять либо он сам, либо бывшие министры его правительства. По тому, как чиновники спешат заявить прессе, что работе правительства эти комиссии мешать не будут, складывается ровно обратное впечатление: скорее всего, именно им предстоит вырабатывать стратегию развития страны.
Известно, что в правительстве Владимира Путина должности не всегда соответствовали реальному аппаратному весу чиновников. Так, про министра энергетики Сергея Шматко говорили, что он выполняет лишь представительские функции и никаких серьезных задач не решает: все профильные решения принимались на уровне вице-премьера Игоря Сечина или даже премьер-министра Путина. В то же время другие министры - например, тот же Алексей Кудрин, были значимыми величинами сами по себе и могли отстаивать свою точку зрения, часто не совпадающую с мнением непосредственного руководства страны.
По всей видимости, точно такое же несоответствие занимаемых должностей и реальной власти будет и в современной политической конструкции, так как Путин, перебравшись из Белого дома в Кремль, ясно дал понять, что от оперативного, "ручного" руководства экономикой он на новой должности отходить не собирается.
Первые признаки того, что структуры непосредственно при новом-старом президенте получат гораздо большие полномочия, чем были у аппарата Дмитрия Медведева, появились еще в мае - когда стал известен состав нового правительства. Оно серьезно обновилось, а бывшие министры, в том числе и экономического блока, остались без работы. Впрочем, ненадолго: уже 22 мая бывший министр экономического развития Эльвира Набиуллина стала помощником нового президента. Помощником устроилась и бывший министр здравоохранения Татьяна Голикова и другие - всего из министров в помощники перешли пять человек. Вице-премьер Игорь Сечин отправился в государственную компанию "Роснефть".
Должность помощника президента хоть и регламентируется отдельными указами и распоряжениями, но ее функции гораздо более размыты, чем функции тех же министров. Кроме того, помощники неподотчетны никому, кроме президента, в то время как министров может, например, вызывать для отчета Госдума. Да и само правительство в целом должно раз в год отчитываться перед законодателями.
Все это делает институт помощников очень удобным, если для реального управления экономикой важны не должности, а лица - как это и было в правительстве Владимира Путина. Во всяком случае сигнал рынку в мае был подан очевидный - близкие к премьеру-президенту люди никуда не уходят и остаются в команде.
Летом выяснилось, что одного института помощников (у Медведева их было за все четыре года семь, у Путина - уже девять) новому президенту недостаточно: обсуждать стратегические вопросы различных отраслей экономики он хотел бы еще и в составе нескольких специальных комиссий. С первой из них, с комиссией по топливу и энергетике, вышел казус: она вроде бы изначально создавалась по инициативе нефтяных компаний и должна была стать неформальным объединением вокруг Игоря Сечина, но потом вдруг приобрела статус именно президентского института. При этом Сечин взял на себя функции секретаря (возглавить комиссию решил сам Путин), но что именно он будет делать в комиссии - решительно непонятно. Во всяком случае, в тексте указа президента об этом нет ни слова. И все же очевидно, что документооборотом функции Сечина не ограничатся - скорее всего бывший вице-премьер продолжит "вершить судьбы" в нефтяной отрасли и в скромном секретарском статусе.
История с президентской комиссией по топливу и энергетике выглядит странной еще и потому, что в правительстве есть точно такая же комиссия, и до 2012 года ее возглавлял именно Сечин. Сейчас функции бывшего вице-премьера перешли к вице-премьеру нынешнему - Аркадию Дворковичу, и тот свою комиссию закрывать не собирается. В итоге в России появились два института, состав которых пересекается, а темы для обсуждений едва ли не идентичны. Как чиновники собираются выпутываться из этой ситуации, станет понятно, видимо, осенью, когда и та, и другая комиссии наберут ход.
Кроме комиссии по ТЭК была придумана и другая организация - комиссия с длинным названием "по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России". Иными словами, этакая надстройка над Росстатом и Минэкономразвития, которая не только будет собирать статистику, но и анализировать ее применительно к ранее поставленным задачам.
В руководство этой комиссии в качестве первых заместителей Путина вошли Эльвира Набиуллина и глава аппарата правительства Владислав Сурков, а ее членами стали 13 ( тринадцать!) министров из правительства Дмитрия Медведева и четыре вице-премьера. Нет нужды говорить, что сам Медведев в комиссию не попал, так что на заседаниях этого органа у министров будет возможность поговорить с Путиным без своего непосредственного начальника.
Полномочия у комиссии оказались весьма широкими - под стать участникам. В частности, комиссия имеет право приглашать (учитывая ранг членов комиссии, скорее, вызывать) на свои заседания федеральных и региональных чиновников, а также представителей отдельных организаций или объединений. Комиссия должна будет готовить предложения по социально-экономическому развитию России и следить за ситуацией в регионах. Что в таком случае остается, например, министерству экономического развития (кроме оперативной работы), непонятно.
Наконец, в аппарате президента придумали еще одну структуру: как написала 16 июля со ссылкой на анонимные источники газета "Ведомости", Владимир Путин решил создать при себе еще и экономический совет. Руководителем совета станет сам президент, а председателем президиума - все та же Эльвира Набиуллина. В совет, по данным издания, войдут научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, проректор ВШЭ Лев Якобсон, ректор Российской академии народного хозяйства Владимир Мау - в общем, многие из тех, кто в последнее время, по просьбе тогда еще премьер-министра Путина, работал над стратегией-2020 - масштабным аналитическим документом о текущем состоянии российской экономики.
Что будет делать новая структура, ясно не вполне - указ о ее создании пока не опубликован. Чиновники, опрошенные "Ведомостями", уверены, что никакого дублирования функций с правительством не будет. Кажется, что это возможно только в одном-единственном случае: если правительство полностью снимет с себя функции по планированию и средне- долгосрочным прогнозам и будет заниматься исключительно текучкой. Такая позиция очень уязвима для правительства и очень благоприятна для президента и его людей, ведь в случае чего и президент, и Госдума, и избиратели будут спрашивать именно с правительства, а не с непонятных комиссий, которые формально обладают лишь совещательными функциями.