6 июля Госдума приняла в третьем чтении законопроект, запрещающий рекламу алкогольных напитков в печатных СМИ и повсеместно в интернете. Поправки в закон "О рекламе" вошли в число законопроектов, которые депутаты на скорую руку приняли перед тем, как отправиться на каникулы. Наряду с законами о введении реестра запрещенных интернет-сайтов, клевете и волонтерах, запрет на рекламу алкоголя якобы должен защитить неокрепшие умы россиян от тлетворного влияния чрезмерной информированности, пагубно сказывающейся на их моральном и физическом здоровье. О том, для кого и зачем был принят этот закон, а также о культуре пития "Лента.ру" поговорила с составителями соответствующего законопроекта.
"Лента.ру": Почему в России необходим такой жесткий закон, ограничивающий рекламу алкоголя?
Вячеслав Тимченко: К сожалению, влияние алкоголя на генофонд и, прежде всего, подрастающее поколение в России значительно выше, чем в любой другой стране мира. И это связано в том числе и с тем, что до настоящего момента существовала разнузданная реклама, которая не просто пропагандировала, а превозносила чуть ли не в стадию геройства употребление спиртных напитков.
В последние годы был уже принят ряд каких-то ограничительных мер, реклама не появляется на телевидении в дневное и вечернее время, из рекламы исчезли люди и животные. А есть ли какие-то статистические данные по тому, как изменилось потребление алкоголя после того, как ввели вот эти ограничения?
На изменение ситуации (а она действительно хоть медленно, но меняется к лучшему) влияет не только ограничение рекламы, а целый набор факторов. И тенденция, которая направлена на то, чтобы увести досуг населения из сфер употребления алкоголя, спиртных напитков в сферу занятий спортом и здорового образа жизни дает свой сегодняшний результат. Хотя я знаю очень много примеров, когда люди в молодом возрасте в расцвете сил уходили из жизни, потому что зарабатывали цирроз печени и другие болезни, связанные с употреблением алкоголя и наркотиков.
Не может ли новый закон привести к тому, что аудитория перейдет на более дешевый и менее качественный продукт? Пить-то люди, очевидно, все равно не перестанут.
Давайте не будем путать рекламу и просветительскую работу. Почему Россия, к сожалению, является одной из самых потребляющих спиртные напитки страной? Потому что у нас нет культуры пития. Ее надо понимать, прививать и рассказывать, когда можно ощутить и вкусить плоды культурного пития, когда это доставляет удовольствие, радость. Ведь для чего это нужно? Не для того же, чтобы просто напиться до бессознательного состояния, когда человек превращается в животное.
Мы же не предлагаем полностью исключить из жизни всего человечества спиртные напитки как субстанцию. Но вред, который приносит алкоголь, очень велик. Точно такой же вред приносит и табак. Я буду выступать с инициативой и об ограничении рекламы сигарет. Алкоголь, табак и наркотики – это три бытовых врага, три бытовых гидры, с которыми нужно бороться всеми способами.
"Лента.ру": Реклама алкоголя в печатной прессе будет запрещена с 1 января 2013 года. А когда станет нельзя размещать рекламу в интернете?
Сергей Железняк: Это случится сразу после подписания закона президентом и его опубликования. Нам было необходимо принять решение о запрете рекламы алкоголя в интернете достаточно оперативно в связи с тем, что с 23 июля вступит в силу полный запрет на рекламу алкоголя на телевидении и в наружной рекламе. Без принятия решения о запрете рекламы алкоголя в интернете она в полном объеме перешла бы с экранов телевизоров и улиц городов в сеть, где молодежная аудитория многочисленна. Приток алкогольной рекламы в интернет мог спровоцировать рост интереса молодежи к алкоголю, что абсолютно недопустимо.
Не кажется ли вам, что если реклама алкоголя будет практически полностью убрана из всех основных источников, это наоборот может подстегнуть интерес подростков к теме как к чему-то запретному?
Если мы говорим о несовершеннолетних, то продажа и реклама алкоголя для них в настоящее время уже запрещена, мы в законе это лишь описываем более четко в отношении интернета и прессы. В ближайшее время мы, кстати, в десять раз увеличим штрафы для продавцов, которые продают алкоголь несовершеннолетним, а в случае неоднократной продажи будем требовать закрытия таких торговых предприятий. Если мы говорим про совершеннолетних, то потребление или отказ от алкоголя - это решение каждого взрослого человека. Когда совершеннолетний придет в магазин, где идет разрешенная продажа алкоголя, он сам, исходя из собственных предпочтений и эффективности маркетинговой кампании производителей в местах продаж, сделает свой выбор в пользу того или иного товара.
То есть бренды будут сражаться на уровне маркетинга?
Естественно. Реклама - это всего лишь один из элементов маркетинга, и, несомненно, маркетинговая стратегия должна быть у каждого продукта в линейке производителя, чтобы соревноваться с другими аналогичными продуктами. Производители должны вкладывать свои ресурсы в то, чтобы сделать маркетинговую кампанию более эффективной, чем у конкурентов. Любая соревновательность улучшает качество сервиса и продукции, в этом смысле, думаю, что законопослушному участнику отрасли и потребителю не о чем переживать.
Как можно контролировать весь русский сегмент интернета, насколько это технически возможно? ФАС, например, в комментарии газете "Ведомости" сообщила, что не располагает достаточными ресурсами для этого.
Это возможно, ведь мы ведем речь о рекламе. У каждого рекламируемого товара есть владелец, дистрибутор или дилер на территории России. У рекламодателя и рекламораспространителя должен быть соответствующий контракт на рекламу, тем более что алкоголь, как акцизный товар, имеет ряд особых требований к рекламированию и продаже. Поэтому в тех случаях, когда производители или продавцы их товара будут пытаться обмануть закон, под тем или иным предлогом продолжая рекламировать свою продукцию в сети, наказание может постичь не только нарушивший закон ресурс, но и владельца рекламируемого товара.
А, например, страницы брендов в соцсетях тоже будут вне закона или нет?
Бренд сам по себе не является рекламой.
То есть информацию о бренде размещать не запрещено, запрещено заниматься пропагандой, правильно?
Если у предприятия либо у бренда, принадлежащего предприятию, есть свой информационный ресурс и на нем нет рекламы продукта, ассоциированного с этим брендом, то это не является рекламой.