В июле в прокат в США вышла новая лента Оливера Стоуна "Savages" ("Дикари"). В РФ фильм планируют выпустить на экраны только в сентябре (причем почему-то под заголовком "Особо опасны"). Кого-то из зрителей дополнительное ожидание может расстроить - "Дикари" все-таки позиционируются как возвращение Стоуна в форму после "Уолл-Стрит: Деньги не спят" и других режиссерских проектов 2000-х. Впрочем, особых поводов для расстройства нет: при том что Стоун, кажется, пустил в дело весь арсенал фирменных приемов, фильм получился довольно скучным.
Картина основана на романе Дона Уинслоу. Книга была опубликована в 2010 году и сразу же стала бестселлером. И в книге, и в романе речь идет о странной троице молодых людей из Калифорнии. Чон (Тейлор Китч) и Бен (Аарон Джонсон) - друзья со школы. Первый - бывший военнослужащий-наемник, служивший в горячих точках. Второй - хиппи-буддист, получивший две ученых степени. Вместе они выращивают самую лучшую марихуану - причем не только в Калифорнии или, скажем, в США, но и во всем мире. При этом Сон и Бен - предприятие эксклюзивное и независимое, действующее вне каких-либо крупных наркокартелей.
С друзьями живет (во всех смыслах) девушка по имени О (Блейк Лайвли). Про нее известно, что она любит ходить по магазинам, курит план с восьмого класса и что-то слышала о Шекспире - в самом начале картины она уточняет, что ее вообще-то зовут Офелия, как героиню какой-то там трагедии. Когда у Бена и Чона возникают разногласия с мексиканским картелем, управляемым Еленой (Сальма Хайек), жертвой в первую очередь становится именно О. Молодые люди планируют спрятаться в Индонезии, но не успевают. Злобные мексиканцы под предводительством Ладо (Бенисио дель Торо) похищают девушку, чтобы надавить на друзей.
Чон практически сразу заявляет, что готов вышибить мозги хоть себе, хоть кому-то еще, чтобы вернуть сожительницу (и любовь всей его жизни). Бен сначала сомневается - все-таки он буддист, но потом тоже бросается в бой.
Забавно, что Бен с Чоном считают парней из наркокартеля дикарями - и у них для этого есть все основания. Елена же в свою очередь тоже заявляет, что калифорнийская парочка (да и вообще гринго) - дикие люди, и даже приводит вполне убедительные аргументы. В связи с этим вдвойне странно, что в РФ название фильма решили поменять - видимо, отечественных прокатчиков интересует в первую очередь не осмысленность заголовка, а отсылка к Бекмамбетову и его известной голливудской работе.
Впрочем, ни о каком противостоянии культур в фильме Стоуна речи не идет. Режиссера, кажется, вообще не волнует драма - все более-менее интересные линии быстро заминаются. Вот, например, Елена рассказывает О о своей дочери, которая стесняется матери - эта беседа никуда не ведет. Вот сама героиня Лайвли рассказывает о том, как Бен и Чон безумно ее любят - а она, в свою очередь, любит их. Но зрителям остается только догадываться, откуда выросло это чувство - видимо, его культивировали под лампами вместе с кустами марихуаны.
Стоун в первую очередь обращает внимание не на человеческие отношения, а на то, как можно решить конфликт с помощью бензопилы, пистолета или взрывчатки. Все знают, что режиссер любит показывать насилие крупным планом - вспомним хотя бы "Прирожденных убийц" 1994 года. В "Дикарях" он это делает с удовольствием и в избытке. Правда, в упомянутых "Прирожденных убийцах" был определенный социальный подтекст. Речь там шла, в частности, о роли СМИ в романтизации насилия. В "Дикарях" нет вообще никакого подтекста - ну, в самом деле, как можно пытаться найти что-то серьезное в истории о трех влюбленных друг в друга стоунерах? (То есть, наверно, пытаться-то можно, но это определенно не тот случай.) Новый фильм Стоуна - это аттракцион в чистом виде, лишенное смысла попкорновое кино, правда, рассчитанное на любителя. Участникам этого аттракциона отпиливают головы и вышибают глазные яблоки.
При этом надо признать, что "Дикари" хорошо сняты и лихо смонтированы. Стоун красиво показывает морские волны и луну, играет с картинкой - кадр выглядит то как старая черно-белая фотография, то как страница из комикса. По идее, благодаря этому зритель не должен заскучать, но не тут-то было. Хронометраж фильма - более двух часов, и за это время одномерные персонажи, их не слишком логичные действия и избыток бессмысленного насилия успевают надоесть настолько, что уже никакие фокусы с картинкой не помогают. Хуже того, Стоун снабдил "Дикарей" аж двумя финалами. Когда кажется, что по экрану вот-вот наконец-то поползут титры, внезапно включается обратная перемотка, и зрителям впаривают еще один эпилог. (Важная деталь: обе концовки кажутся одинаково нелепыми.)
Профессионализм Стоуна оспаривать бессмысленно - но и с тем, что "Дикари" получились одним из самых утомительных фильмов года, спорить довольно глупо. Режиссеру, наверно, стоило бы решиться на что-нибудь радикальное: например, снять экранизацию, максимально далекую от литературного первоисточника. Позволить Чону, Бену и О сбежать в Индонезию на 30-й минуте фильма. Все - и герои, и зрители - были бы только счастливы.