Новости партнеров

Историческая личность

Коллеги Богдана Ступки по сцене и экрану вспоминают актера

22 июля в одной из киевских больниц на 71-м году жизни скончался Богдан Ступка. Он был в полном смысле слова универсальным актером, одинаково востребованным как в России, так и на Украине (а ранее - в Советском Союзе), как на театральной сцене, так и на большом и малом экранах.

За свою карьеру Ступка снялся примерно в ста кино- и телефильмах. Актер не старался держаться в рамках определенного амплуа - ему с легкостью давались разноплановые роли. Нередко Ступке предлагали сыграть исторических личностей. В "Кремлевских тайнах шестнадцатого века" он исполнил роль Бориса Годунова, в "Молитве о гетмане Мазепе" - заявленного в названии главного героя, в ленте "Александр. Невская битва" - князя Ярослава, в комедии "Заяц над бездной" - Леонида Брежнева. Тигран Кеосаян, режиссер последнего из перечисленных фильмов, так высказался о смерти актера: "Ушел из жизни Богдан Ступка. <...> Гений, которому сейчас мало равных. Горд,что имел счастье работать с ним. RIP".

Одной из последних нашумевших актерских работ Ступки также стала личность в каком-то смысле историческая (хотя и вымышленная). Он сыграл главного героя в драме Владимира Бортко "Тарас Бульба", за что удостоился "Золотого орла" (хотя сама картина была встречена неоднозначно). "Я глубоко скорблю, так как ушел мой товарищ по работе. Над "Тарасом Бульбой" мы работали целый год. Съемки иногда проходили в крайне тяжелых условиях, но с Богданом Сильвестровичем всегда было замечательно легко общаться. Он подбадривал и своих молодых товарищей, показывал, что есть еще порох в пороховницах. И съемочная группа, глядя на его энергетику, жила", - вспоминает режиссер.

Воспоминаниями делится и актер Игорь Петренко, сыгравший в картине Андрия, сына персонажа Ступки: "Ушел из жизни хранитель великих актерских традиций, человек старой закалки, невероятный партнер, тонко чувствующий человек. Богдан Сильвестрович всегда был в центре съемочной группы. С нами - молодыми актерами - он делился своим опытом. Даже если ему было больно, он продолжал не только играть, но и жить с улыбкой на лице, рассказывал анекдоты, чтобы как-то подбодрить нас".

Рената Литвинова, снимавшаяся с Богданом Ступкой в ленте "Два в одном", также вспоминает об актере с теплотой: "Это большая печаль... <...> Я очень скорблю. Он был величайшим актером, и очень жаль, что мы его утратили. Мне было с ним работать - одно удовольствие. Его очень любила Кира Георгиевна". (Подразумевается режиссер фильма Кира Муратова.)

Примечательно, что при обилии запоминающихся ролей в кино сам Ступка считал себя прежде всего театральным актером. Определенный резон в этом есть. На театральной сцене Ступка играл с начала 1960-х, а в кино дебютировал только в 1970 году. Его коллеги по сцене также отзываются о нем с исключительной теплотой, отмечая как актерские, так и человеческие качества. Вот, например, что рассказывает об актере Лия Ахеджакова, игравшая вместе с Богданом Ступкой в спектакле "Старосветская любовь": "Он был прекрасным актером и потрясающим человеком. Мы поддерживали отношения, дружили. Два месяца назад я видела его в театре Франко, мы играли там спектакль. Он пришел, подарил мне книжку, рассказал про свою операцию в Германии. У него часто поднималась температура, он выпивал 'Фервекс' и шел в театр. Он каждый день приходил в театр, не мог без него жить. Настоящий артист. <...> Как актер он пользовался какими-то тончайшими красками".

А вот мнение Валерия Фокина, режиссера вышеупомянутой постановки: "...Это очень серьезная потеря. Это не пустые слова, это правда большая потеря и для украинской, и для российской культуры. Он был абсолютно уникальным артистом, который мог играть все. Просто все - в любых жанрах, любые роли, большие и маленькие, комедийные и трагические, какие угодно... Помимо этого, он был замечательным человеком..."

Ступку сейчас вспоминает и журналистское сообщество. Например, российский театральный критик Григорий Заславский пишет на своей странице в Facebook: "Умер Ступка. Не просто великий, он был гениальным актёром. <...> Как он гениально играл Тевье! Вот уж точно: нам внятно всё, и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений..." Ему отвечает его украинский коллега Олег Вергелис: "Так получилось, что он стал чем-то большим для меня нежели просто великий и актер или худрук театра... Почти родственник, очень близкий человек. Все знали о его недуге - но боялись помыслить о том дне, когда это произойдет... Такая потеря - 'времяизменяющая'".

Литературовед, публицист и телеведущий Александр Архангельский пишет о Ступке: "Вот он был беспримесный актер. Для которого играть роль и значило жить. А ему всю дорогу то советская власть, то молодая национальная буржуазия, то имперские патриоты объясняли, что нужно послужить Идее. Что необходимо проводить правильные принципы, а неправильные не проводить. Самоопределяться. <...> А он играл и играл. Про человека и его жизнь. Страдание и надежду. Осталась его игра. А тех, кто навязывал правила - нет и в помине".

С конца 1970-х Богдан Ступка сотрудничал с расположенным в Киеве Национальным академическим драматическим театром имени Ивана Франко. В 2001 году он был назначен художественным руководителем этого учреждения - и занимал этот пост фактически до самой смерти. Именно в здании театра во вторник, 24 июля, состоится прощание с актером. И уже сейчас к театру имени Ивана Франко несут цветы поклонники творчества Богдана Ступки. Можно смело сказать, что для них актер стал личностью ничуть не менее значимой, чем те персонажи, которых ему довелось сыграть.