Мир
00:50, 26 июля 2012

Залечь на дно Полиция Германии объявила войну байкерским клубам

Немецкие власти объявили войну байкерским клубам, которые, по их данным, замешаны в наркобизнесе, торгуют оружием и контролируют проституцию. Борьба с этими группировками лежит на руководстве федеральных земель и местной полиции. Политики в разных частях Германии давно говорили о необходимости запретить клубы, а в последние месяцы перешли, наконец, от слов к делу. Под напором постоянных обысков, облав и задержаний байкеры решили уйти в подполье и начали самораспускаться. Однако эксперты не верят в столь быструю победу и считают происходящее тактическим маневром: в конце концов, байкер без привычной кожаной куртки и мотоцикла все равно останется байкером.

Самыми влиятельными байкерскими клубами Германии считаются сейчас "Ангелы ада" (Hells Angels) и "Бандидос" (Bandidos). Первые появились в Германии в начале 1970-х годов, а вторые - лишь в конце 1990-х. Однако влияние в криминальном мире они получили практически одновременно - в конце 1990-х - начале 2000-х годов. По словам следователей, Берлин, как и многие другие немецкие города, поделен между байкерскими клубами: север находился под контролем "Бандидос", а юг - "Ангелов ада". Причем в последнее время байкеры не захотели ограничиваться Германией - на кону стоял контроль над восточноевропейским криминальным рынком.

Байкерские клубы можно сравнить с мафиозными кланами с их кодексами чести, войнами за сферы влияния и нелегальным бизнесом. Противостояние между группировками за власть продолжалось до последнего времени, пока не отошло на второй план в связи с облавами, которые устраивает на них полиция.

Власти давно собирались запретить эти объединения и в последнее время начали активно это делать. Получая информацию от своих осведомителей, они устраивают обыски в местах встречи байкеров и в их квартирах, в ходе которых изымают наркотики, оружие, огромные суммы денег. В последнее время под запретом оказались сразу несколько клубов в Берлине, Потсдаме, Кельне, Бремене, Киле, Фленсбурге и Ноймюнстере.

О федеральном запрете речь пока не идет, но власти не исключают и такой возможности. Решительность правоохранительных органов вызвала неоднозначную реакцию со стороны байкеров. Некоторые собрались на открытые акции протеста, которые окружающие восприняли, скорее, как способ запугивания. В середине июля около 300 байкеров провели протестный мотопробег во Франкфурте. Его устраивают ежегодно примерно в одно и то же время, но только в этот раз он был приурочен к запрету двух франкфуртских клубов "Ангелов ада".

Между тем ряд филиалов, в том числе наиболее влиятельных, решили использовать кардинально другую тактику и уйти в подполье. Сразу несколько клубов заявили о своем роспуске. Так произошло, например, с "Дель Эсте" (Del Este) - филиалом "Бандидос" в Хеннингсдорфе (Hennigsdorf). Байкеры заявили о ликвидации объединения спустя месяц после того, как полиция провела на них крупную облаву, задержав семь человек. Никаких официальных причин ликвидации клуба названо не было.

Арестованный байкер из "Дель Эсте" в Хеннингсдорфе. Фото (c)AFP
Lenta.ru

"Дель Эсте" считался одним из самых влиятельных клубов в Германии, а его лидер, 38-летний Торстен С. (Thorsten S.), входит в байкерскую верхушку страны. Он мог применять санкции к провинившимся членам клуба, предателям и перебежчикам. При этом нынешний лидер байкеров в свое время служил в полиции, однако был уволен за применение насилия и стал работать охранником - довольно распространенное занятие среди немецких байкеров. В 1997 году он устроил нападение на тогдашнего главу Немецкого автомобильного клуба Вольфа Вегенера (Wolf Wegener), за что попал за решетку на семь лет. После выхода из тюрьмы он стал главой "Дель Эсте".

Помимо этого клуба, о своем роспуске объявил филиал "Бандидос" в Оберхаузене в Северном Рейне-Вестфалии. А незадолго до этого "Ангелы ада" в Ганновере внезапно заявили, что прекращают свою деятельность.

Однако полиция не верит в искренность байкеров и их внезапное желание порвать с прошлым. Министр внутренних дел Бранденбурга Дитмар Войдке (Dietmar Woidke) заявил, что, несмотря на роспуски клубов, ситуация остается напряженной. По его мнению, заявления о самороспуске еще ни о чем не говорят. А результат полицейских спецопераций может оказаться вовсе не таким действенным, как кажется сейчас.

Для полиции очевидно, что байкеры спешат заявить о самоликвидации, когда к ним просачивается информация о готовящемся запрете со стороны властей. Официальное закрытие сверху означает новые обыски и конфискации, а также возможные задержания. У байкеров же на этот случай есть информаторы в полиции, которые помогают им избежать ответственности. Что в итоге байкеры воссоединятся в той или иной форме, ни для кого не секрет.

Причем опасность кроется не только в том, что байкеры связаны с преступным миром, но еще и в том, что в некоторых частях Германии они особенно сильно контактируют с ультраправыми. Именно так, в частности, обстоит дело в Бранденбурге. По данным полиции, неонацистские группы все чаще используют байкерские клубы для своих концертов. В итоге некоторые правые экстремисты переходят к байкерам. Для властей неонацисты и байкеры в одном котле - это адская смесь.

Впрочем, говорить о политизации байкерских клубов пока рано: как считают следователи, неонацистов в этих группировках привлекает то, что это брутальные, чисто мужские союзы с четкой иерархией. Но сами байкеры не стремятся к националистической идеологии - они принимают в свой круг мигрантов, а одним из лидеров "Ангелов ада" стал бывший боксер турецкого происхождения. Кроме того, в разных городах Германии появляются байкерские объединения, которые полностью состоят из иммигрантов. В частности, в Кёльне недавно сформировался клуб "Мидийская империя" (MC Median Empire), основанный курдами и названный так в честь древних мидийцев, которых некоторые считают предками курдов. Впервые о создании мигрантского байкерского клуба стало известно в 2010 году, когда курды из бременской группы "Монголов" (MC Mongols) начали конфликтовать с местными "Ангелами ада".

Немецкие власти в ответ на рост байкерской преступности объявили, что будут придерживаться политики "нулевой толерантности" по отношению к подобным клубам. "Байкеры не имеют никакого отношения к романтике путешествий на мотоциклах - это преступные организации", - утверждают в полиции. Берлинские следователи заявили, что будут по всей строгости наказывать байкеров за малейшие проступки: за езду без водительских прав, оскорбление представителей власти или езду в нетрезвом виде. При этом если преступник попадется не в первый раз, то наказание будет более суровым, чем предыдущее.

В правоохранительных органах даже создали специальную комиссию из прокуроров и полицейских, которые занимаются только делами байкеров. Следователи жалуются, что бороться с преступностью в этом секторе очень тяжело, потому что речь идет о противостоянии преступных группировок и никто не торопится обращаться в полицию. А пока нет пострадавших, то и расследовать нечего и часто приходится довольствоваться арестами и штрафами за мелкие нарушения.

Следователи делают ставку на выходцев из этой среды, которые, правда, крайне редко готовы сотрудничать с полицией, потому что из этих клубов нельзя уйти просто так. Для байкеров запрет на переговоры с полицией - едва ли не главный закон. Однако полицейские утверждают, что время от времени им все-таки удается найти информаторов, хотя и признают, что тут мало чем можно похвастаться.

Стражи порядка могут рассчитывать также на арестованных байкеров, которые готовы пойти на сделку со следствием ради поблажек от правосудия. Именно так удалось добиться закрытия "Ангелов ада" в Ганновере. Полиции удалось арестовать 40-летнего члена клуба Штеффена Р. (Steffen R.) по кличке "Император" за сутенерство и нанесение тяжких телесных повреждений. Он рассказал на допросах в полиции, что лидер байкерского клуба в Ганновере Франк Ханебут (Frank Hanebuth) заказал убийство турка, который уже в течение двух лет числится пропавшим без вести. Он будто бы перешел дорогу "Ангелам ада" в их криминальном бизнесе. За это его долго пытали в присутствии многих членов клуба, а затем застрелили. Ханебут заявил, что Штеффен Р. душевнобольной, но у полиции нет повода сомневаться в его словах. В любом случае полиция начала проверки и уже готовила запрет группировки, когда Ханебут внезапно заявил о самороспуске.

Чем закончится эта история, найдут ли полицейские достаточно доказательств для обвинения, пока неизвестно, однако сейчас для правоохранительных органов важнее постоянное давление на байкеров. В эффективности такой стратегии эксперты, правда, сомневаются. До сих пор байкерские группировки были на виду: они демонстративно носили отличительные знаки и подчеркивали свою причастность к определенной группе, однако теперь им придется ее скрывать, а значит, и вычислить их станет сложнее. Рассчитывать, что байкеры внезапно бросят свои прибыльные, хотя и незаконные, дела, не приходится. Они, скорее, создадут новые, более закрытые группировки или прямо сольются с другими криминальными группировками. В целом, в полиции осознают, что наступившее временное затишье еще не означает окончательной победы.

< Назад в рубрику