Экономика
20:12, 27 июля 2012

Цукерберг загрустил Результаты интернет-компаний разочаровали инвесторов

Середина июля - традиционное время затишья на фондовых рынках: глобальных новостей, способных развернуть сложившиеся весной или в начале лета тренды, как правило, в сезон отпусков не бывает. Из-за этого не уехавшие отдыхать инвесторы более пристально следят за акциями конкретных компаний, которые как раз в середине июля публикуют свои полугодовые отчеты. В технологической отрасли почти все эти отчеты разочаровали рынок.

К компаниям, которые работают в интернете или обслуживают интернет, в последние годы приковано особое внимание: в мировой экономике всего за несколько лет возникла целая новая отрасль, приносящая инвесторам баснословные прибыли. При этом у отрасли нет истории, из-за чего прогнозировать движение акций технологических компаний очень сложно. Это, в свою очередь, часто приводит к тому, что волатильность торгов очень высока: акции могут как расти на десятки процентов в день, так и падать.

О потенциальных рисках вложений в интернет-компании на рынке говорят уже не один год, но к мнению скептиков начали прислушиваться только в мае 2012 года - после провала IPO Facebook. Вернее, само размещение акций прошло для компании успешно, а вот инвесторы от вложений в ценные бумаги прибыли не получили - сразу же после IPO акции пошли вниз и пока не могут даже приблизиться к цене размещения.

Результаты второго квартала целого ряда компаний, похоже, добавят скептикам интернет-экономики популярности.

Facebook и другие

Наиболее интересным отчетом середины лета стал, безусловно, отчет Facebook - первый со времени выхода на биржу. То, что его результаты могут разочаровать рынок, стало понятно за день до публикации - когда отчиталась Zynga, компания-разработчик игр для Facebook и, соответственно, сильно связанная с социальной сетью. Инвесторы ожидали, что Zynga во втором квартале будет прибыльной, а она сообщила, что ее убыток составил более 22 миллионов долларов. За полгода убытков набежало уже на 100 миллионов, что для компании, зарабатывающей по 300-400 миллионов в квартал, показатель едва ли не критический. К тому же Zynga вынуждена была пересмотреть прогнозы по выручке в сторону понижения - из-за того, что разработка новых игр затягивается.

С другой стороны, продажи у Zynga растут на 25 процентов в годовом исчислении, но для быстрорастущей интернет-отрасли такие цифры удивительными не кажутся. В итоге акции Zynga за торговую сессию 27 июля упали более чем на 37 процентов и оцениваются чуть выше отметки в три доллара. Для сравнения, в конце прошлого года они стоили больше 9 долларов, а в феврале поднимались даже до 14.

График по акциям Facebook c мая 2012 года, изображение с сервиса Google Finance. (Нажмите, чтобы увеличить)
Lenta.ru

Приблизительно в том же духе выступила и отчитавшаяся на следующий день компания Марка Цукерберга. Facebook за квартал потерял 157 миллионов долларов при выручке в 1,18 миллиарда долларов (+32 процента к тому же периоду прошлого года). Рост числа пользователей оказался на приемлемом уровне в 29 процентов, а число пользователей приблизилось к миллиарду.

Цифры по выручке и по количеству пользователей даже немного превзошли ожидания аналитиков, но от падения акции Facebook это не спасло. Поскольку финансовый отчет был опубликован после закрытия торговой сессии, трейдеры могли покупать и продавать акции 27 июля в системе электронных торгов. В них ценные бумаги Facebook к середине дня упали почти на 10 процентов, так что, по всей видимости, акции социальной сети обновят исторический минимум и опустятся до отметки 24 доллара за штуку. Во время IPO акции компании продавались по 38 долларов.

Реакция на отчет Google, другого интернет-гиганта, оказалась гораздо более спокойной. Компания 22 июля сообщила, что ее выручка выросла на 35 процентов до 12,21 миллиарда долларов, а чистая прибыль - на 11 процентов до 2,79 миллиарда. На рост прибыли не повлияло даже то, что данные раскрывались, учитывая недавно приобретенную Motorola Mobility, которая, с одной стороны, значительно увеличила выручку, но, с другой стороны, принесла операционный убыток в 233 миллиона долларов.

Рынок отчета Google практически не заметил - акции компании практически не изменились в цене. По ним, в отличие от бумаг Facebook и Zynga, у инвесторов накопилась информация - Google вышел на рынок еще в 2004 году.

Производители устройств

От распространения интернета зависят показатели не только тех компаний, которые работают в Сети, но и тех, кто обслуживает интернет-пользователей. В последнее время все больше людей выходит в интернет не с помощью компьютеров, а с помощью телефонов и смартфонов, так что ажиотаж вокруг интернет-экономики касается не только Google и Facebook, но и, скажем, Apple.

Отчет этой компании, вышедший в конце июля, также разочаровал инвесторов - акции Apple на торгах 25 июля обвалились на пять процентов. При этом показателям производителя iPhone и iPad могла бы позавидовать любая компания в мире: выручка Apple составила 35 миллиардов долларов за квартал, чистая прибыль - 8,8 миллиарда, причем и тот и другой показатель значительно превысили аналогичные показатели прошлого года.

Тем не менее, инвесторы сразу после выхода отчета бросились продавать акции самой дорогой компании мира. Они обратили внимание прежде всего на сравнительно низкие продажи iPhone: рынок полагал, что они составят более 28 миллионов штук, а на деле Apple продала "всего" 26 миллионов.

График по акциям Apple за три месяца, изображение с сервиса Google Finance. (Нажмите, чтобы увеличить)
Lenta.ru

Зато с продажами нет проблем у конкурента Apple - компании Samsung. Благодаря выходу нового Galaxy S III квартальная прибыль Samsung оказалась рекордной - 5,19 триллиона вон (4,53 миллиарда долларов) при выручке в 47,6 триллиона вон (около 41,5 миллиарда долларов). Тем не менее, даже такие показатели не смогли удовлетворить рынок: консенсус-прогноз аналитиков составлял 5,6 триллиона вон по чистой прибыли.

Наконец, радости не принес и еще один отчет - компании Microsoft. Она впервые со времени выхода на биржу в 1986 году сообщила о квартальных убытках: они составили почти полмиллиарда долларов. Убытки связаны по большей части с неудачными инвестициями в компанию aQuantive, специализирующейся на интернет-рекламе - их Microsoft оценила в 6,2 миллиарда долларов.

Из-за того что об убытках от aQuantive Microsoft объявила заблаговременно, резкого обвала акций не произошло. Тем не менее, торги по ценным бумагам 20 июля, в день выхода отчета, начались падением на 2-3 процента.

Опубликованные в июле отчеты показывают, что интернет-гиганты в целом показывают хорошие темпы роста - дела у них идут неплохо. Обвал акций после отчета свидетельствует не о затруднениях самих компаний, а о том, что инвесторы ждали от них большего: ожидания в интернет-экономике продолжают оставаться завышенными, хотя Сеть и интерес к ней пользователей, по всей видимости, уже не могут дать такого резкого роста прибылей, какой был всего несколько лет назад.

< Назад в рубрику