Россия
22:52, 30 июля 2012

Следствию заявили протест Дело о покушении на муфтия Татарстана ограничилось семью арестами

Со дня покушения на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийства его заместителя Валиуллы Якупова миновало полторы недели. Под арест взяты семь человек, а многочисленные задержания вызвали протесты у части мусульманской общественности республики. Между тем у следствия, которое ведется на федеральном уровне, до сих пор нет ни основных подозреваемых, ни единой версии преступления.

В воскресенье, 29 июля, в центре Казани прошел санкционированный пикет против массовых задержаний мусульман при расследования покушения на духовных лидеров республики. В акции, организованной национальным молодежным движением "Азатлык" ("Свобода") и прихожанами мечети "Аль-Ихлас", приняли участие от сотни до полутора сотен человек.

Участники пикета утверждали, что происходящее направлено на разобщение мусульманской общины, и утверждали, что в Татарстане не может быть причастных к покушению на муфтия и его заместителя. В принятом на акции открытом письме президенту республики Рустаму Минниханову говорилось о том, что "начались репрессии против мусульман: аресты, запугивания, обыски". Кроме того, лидер "Азатлыка" Ниаль Набиуллин заявил, что в отношении активистов организации поступают угрозы, в связи с чем он обратился в Следственный комитет.

Пикет объединил как татарских националистов, так и исламских фундаменталистов. В связи с этим среди плакатов "Верующий мусульманин - против экстремизма и терроризма" и "Не дадим устроить второй Кавказ" реяли черные знамена "Хизб ут-Тахрир" - "Исламской партии освобождения", запрещенной в России еще в 2003 году. Кстати, имам мечети "Аль-Ихлас" Рустам Сафин в 2009 году получил условный срок за организацию ячейки "Тахрир", но, тем не менее, сохранил свое место.

Согласно официальным данным следствия, под арестом находятся семь подозреваемых, которые представляют собой весьма пеструю компанию. Самыми известными фигурами среди арестованных являются председатель совета директоров туркомпании "Идель-Хадж" Рустем Гатауллин и бывший начальник отдела по связям с силовыми структурами Духовного управления мусульман Татарстана Марат Кудакаев. Картину дополняют бывший имам, а ныне безработный Айрат Шакиров, бизнесмен Мурат Галеев, гражданин Узбекистана Абдунозим Атабоев, а также некие жители Татарстана Рустам Кашапов и Алексей Верезумский.

Сообщалось также о задержании и попытке арестовать еще ряд известных в республике личностей, например, чемпиона России по тяжелой атлетике Артема Калашова и популярного фолк-исполнителя Вали. В целом число задержанных у разных источников варьирует от десятков до сотен человек. В основном речь идет о стандартной процедуре опроса, которая может длиться до нескольких часов. В этом случае человек не имеет статуса подозреваемого и, соответственно, речь не идет об избрании ему меры пресечения. Кроме того, поступали сообщения о случаях, когда следствие выходило с ходатайством об аресте, однако суд ограничивался лишь взятием обязательства о явке. Являются ли эти люди подозреваемыми и сколько их всего, следствие не сообщает.

По сведениям участников пикета (и это максимальная из встречающихся оценок), количество задержанных в ходе расследования составило от 400 до 600 человек, еще у 200 были проведены ночные обыски. Активисты также потребовали прекратить пытки арестованных, ссылаясь на распространенное днем ранее заявление экс-начальника отдела муфтията Кудакаева, и дать находящимся под стражей мусульманам возможность держать пост.

В управлении СК по Татарстану не стали комментировать утверждения о массовых арестах и репрессиях. Касательно пыток, заявление Кудакаева было названо тактикой защиты. В СК пообещали проверить жалобы, если только они будут официально оформлены. В руководстве республики пока также не отреагировали на просьбы вмешаться в методы расследования.

Нападение на религиозных деятелей произошло утром 19 июля. Около десяти часов утра в заместителя муфтия Татарстана Валиуллу Якупова неизвестный преступник выпустил несколько пуль в подъезде его дома на улице Заря. Священнослужитель скончался спустя непродолжительное время.

Примерно через 20 минут, когда Илдус Файзов обсуждал покушение на своего заместителя, под пассажирским сидением его внедорожника сдетонировала бомба. Взрыв был не очень мощным, к тому же муфтий сидел за рулем, что спасло ему жизнь. Почувствовав хлопок, он выскочил из машины, которая загорелась после еще двух взрывов. Файзова доставили в больницу с травмами ног, и уже спустя неделю его перевели на амбулаторный режим.

Для расследования резонансного дела из Москвы в Казань были направлены сотрудники центральных аппаратов СК РФ и угрозыска МВД. Следствие с самого начала в качестве приоритетных обозначило две лежавшие на поверхности версии: экономическую и террористическую. С одной стороны, у Файзова был очевидный конфликт с компанией "Идель-Хадж", занимающейся организацией паломничества в Мекку. Буквально за пару дней до покушения группа мусульманских общественников в открытом письме обвинила муфтия в приватизации бизнеса на хадже. А накануне покушения уже Файзов дал отповедь, заявив, что за обвинениями в его адрес стоят интересы коммерческой структуры, которая имела большое влияние при предыдущем руководстве духовного управления.

Глава "Идель-Хаджа" был арестован в качестве слишком уж очевидного подозреваемого. При этом коммерческая версия не объясняет, зачем понадобилось убивать Якупова, который возглавлял в муфтияте учебный отдел и являлся одним из основных идеологических противников нетрадиционных для Татарстана форм ислама. Файзов также, используя полученные властные полномочия, занимался отстранением от руководящих постов сторонников ваххабизма.

Мечеть Кул-Шариф. Фото Yuriy75
Lenta.ru

В связи с этим версия покушения на почве религиозных разногласий по-прежнему остается рабочей. Особенно если вспомнить частые убийства мусульманских деятелей в Дагестане. Но, похоже, пока очевидной причастности к преступлению северокавказского бандподполья не прослеживается, хотя и приходится иметь в виду, что его лидер Доку Умаров заявлял о намерении дестабилизировать обстановку в мусульманских регионах Поволжья.

Существует и третья версия, так сказать, конспирологическая, о причастности к происходящему в Татарстане московских спецслужб. На такую возможность намекнул в ходе акции в Казани лидер "Азатлыка" Набиуллин. В своем выступлении, как пишет "Коммерсантъ", общественник назвал "топорной" работу правоохранительных органов, говорил о последних событиях, что это "спектакль, красиво устроенный Москвой", и о том, что убитый заместитель муфтия Якупов стал "разменной монетой". По сведениям "Газеты.Ru", Набиуллин уточнил, что попытка взорвать Файзова была инсценировкой.

Отдельным тредом в новостях, связанных с покушением, прошла на минувшей неделе отставка с должности замдиректора музея "Казанский Кремль" Рамиля Юнусова и его отъезд из России. Он до недавнего времени являлся главным имамом главной мечети Татарстана "Кул-Шариф". В марте 2012 года Файзов попытался снять Юнусова с этой должности, так как тот не входит в муфтият. Однако после активного заступничества сторонников имама муфтий нашел компромиссное решение, назначив его вторым имамом. Юнусова обвиняли в симпатиях к нетрадиционным для республики направлениям ислама и даже называли проводником ваххабизма. Спустя несколько дней после покушения на муфтия он уехал в Лондон, по официальной версии, сдавать экзамен по английскому языку. Впрочем, напрямую Юнусова и его отъезд с преступлением никто не связывает, и этот эпизод скорее характеризует всю сложность отношений в мусульманской общине Татарстана.

Какова бы ни была природа покушения на исламских лидеров Татарстана, возникший вокруг события информационный шум пытаются использовать представители различных движений и организаций, естественно, в собственных интересах. Например, по словам эксперта в области ислама Раиса Сулейманова, работающего в Казанском федеральном университете и сотрудничающего с ФГУП "Российский институт стратегических исследований", прошедшая в Казани акция являет собой симбиоз политических амбиций татарских сепаратистов, которые уже порядком подрастеряли былую популярность, и фундаменталистов, которые сейчас как раз на подъеме.

В то же время никаких внятных объяснений покушению на Файзова и Якупова эксперты не предлагают. Следствие также не торопится выступать с новыми заявлениями. Затянувшееся молчание попытался объяснить журнал "Огонек", изучивший мнение пользователей интернета. Участники сетевых дискуссий полагают, что раскручивание каждой из основных версий наносит ущерб имиджу республики. Если дело в коммерческом противостоянии кланов, то в неприглядном виде предстают религиозные лидеры. Если же приоритет отдать ваххабитской версии, то получается, что руководство Татарстана и спецслужбы проморгали экстремистов.

Сам пострадавший муфтий публично призвал следствие к объективному расследованию преступления, но чтобы при этом не ущемлялись законные права мусульман. Он также заявил о том, что прощает всех, кто покушался на него и совершил убийство его заместителя.

Файзов и в больнице и дома активно общался со своими родственниками и коллегами. Но, по-видимому, полученные им ранения оказались не такими легкими, как казалось вначале. 27 июля муфтият объявил, что временно исполняющим обязанности его руководителя назначен первый заместитель муфтия Татарстана Абдулла Адыгамов. Руководитель аппарата духовного управления Ришат Хамидуллин пояснил республиканскому агентству "Татар-информ", что из-за случившегося Файзов "не может в полной мере исполнять свои обязанности" и Адыгамов заменит его на время лечения.

< Назад в рубрику