Министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих удивил всех своим внезапным решением уволить руководство федеральной полиции. Он отправил в отставку президента полиции Маттиаса Зегера, а двум его заместителям Вольфгангу Ломанну и Михаэлю Фрезе обещал найти другую работу. Официально никаких причин кадровых перестановок названо не было. В прессе ходят слухи о связях полицейских с белорусскими спецслужбами и внутренних конфликтах в ведомстве. Однако куда более убедительно звучат предположения, что Фридрих последовательно меняет независимых начальников в органах госбезопасности на лояльных чиновников из собственного министерства в преддверии выборов в бундестаг в 2013 году.
Изначально слухи об отставке полицейской верхушки просочились в прессу, а официально их подтвердили спустя несколько дней - в понедельник, 30 июля. При этом министерство не стало раскрывать карты и объяснять свое решение, что породило массу версий разной степени реалистичности.
Чтобы можно было уволить руководителей такого уровня, ведомство должно было серьезно подорвать к себе доверие. Так, например, произошло с федеральной службой защиты конституции, которая провалила операцию против неонацистов. В результате Ханс-Петер Фридрих принял отставку ее главы Хайнца Фромма, а следом за ним ушли несколько начальников спецслужбы на региональном уровне.
Между тем федеральная полиция не попадала в заголовки газет в связи с какими-либо крупными скандалами, поэтому увольнение Зегера и его заместителей вызвало у одних сомнения в работоспособности ведомства, у других - в рациональности Фридриха.
Версии о причинах отставки, судя по всему, исходят из разных источников в министерстве. По одной из них, Фридриха не устраивало, что из федеральной полиции постоянно просачивались внутренние документы. По другой, Зегер не смог удержать под контролем конфликты внутри своей службы. Некоторые указывают еще и на то, что он выступал против реформы ведомства - объединения федеральной и уголовной полиции.
Есть еще одно неординарное предположение: якобы Зегера уволили из-за его контактов с белорусскими спецслужбами. О каких именно связях идет речь, никто из источников не поясняет. Вероятнее всего, имеется в виду обмен опытом между немецкими полицейскими и белорусскими спецслужбами. По данным немецких властей, с 2008 по 2011 год Германия и Белоруссия провели более 20 совместных мероприятий, посвященных работе правоохранительных органов. В основном они были направлены на обучение пограничников и борьбе с нелегальной иммиграцией, сообщает "Интерфакс".
В то же время в конце 2011 года представитель партии "Левых" Грегор Гизи (Gregor Gysi) предполагал, что белорусский спецназ не смог бы так жестко подавить выступления оппозиции после президентских выборов 2010 года, если бы не опыт немецких коллег, которым те щедро делились. В министерстве внутренних дел Белоруссии эту информацию не комментируют.
При этом Фридрих обошелся с уволенными полицейскими не просто жестко, но и оскорбительно. Он не удосужился поставить их лично в известность о готовящемся кадровом решении. Зегер, Ломанн и Фрезе узнали об этом из прессы, и только через несколько дней их вызвали в министерство, где сообщили то, о чем они уже и так прочитали в газетах.
Поведение министра возмутило оба полицейских профсоюза. Их представители не стали комментировать само решение Фридриха отправить Зегера и его замов в отставку, так как министр имеет полное право менять руководство подотчетных ему ведомств. Однако то, как это было сделано, профсоюзные боссы жестко раскритиковали. Также, по их мнению, Фридрих мог бы хотя бы опровергнуть слухи, порочащие Зегера и его подчиненных.
Впрочем, бывший глава полиции не остался в долгу: узнав о своей отставке, он дал интервью бульварной газете Bild. Зегер назвал обращение министерства с руководством полиции "недостойным поведением" и "позором". Обвинения в каких-либо сомнительных связях с белорусскими спецслужбами Зегер категорически отверг, заявив, что это "полный бред". Он пояснил, что, став главой федеральной полиции, действительно поддерживал контакты с белорусскими пограничными службами. Но министерство об этом знало и полностью одобряло. "Когда страна (Белоруссия) начала все больше превращаться в диктатуру, мы разорвали связи", - заявил Зегер.
Оппозиция также раскритиковала подход Фридриха, обвинив его в отсутствии плана реформирования органов госбезопасности. Эксперт по внутренней политике от социал-демократов Михаэль Хартманн (Michael Hartmann) подчеркнул, что Фридрих просто рубит головы, а по сути ничего не меняет. По его словам, канцлеру пора вмешаться в ситуацию.
Разговоры о необходимости реформы структур, входящих в состав министерства внутренних дел, идут давно и активизируются по мере того, как приближаются парламентские выборы. Для того чтобы провести реформу без лишних споров, Фридрих, судя по всему, решил поставить на ключевые должности подотчетных ему ведомств своих людей. Причем руководствуется он при этом прежде всего лояльностью кандидатов, предположил Зегер.
Если проанализировать кадровые перестановки в силовых ведомствах в последнее время, то версия уволенного Зегера покажется наиболее осмысленной. На его место придет Дитер Романн (Dieter Romann), который работал до этого в министерстве внутренних дел в отделе по борьбе с терроризмом. Этим же в министерстве занимался новый глава федеральной службы защиты конституции Ханс-Георг Маасен (Hans-Georg Maassen), пришедший на смену Хайнцу Фромму.
В конце прошлого года сменился глава федеральной разведки: Эрнста Урлау (Ernst Uhrlau) заменил выходец из министерства Герхард Шиндлер. На пенсию собирается уходить и глава уголовной полиции Йорг Цирке (Joerg Ziercke), а на его место придет высокопоставленный чиновник из министерства Фридриха - Хельмут Тайхманн (Helmut Teichmann). В этом ряду отставка Зегера уже не кажется неожиданностью, а даже выглядит закономерным ходом. Для оппозиции это стало очевидным признаком слабости и неуверенности самого Фридриха, который не готов работать с независимыми людьми и окружен собственными протеже, которые едва ли добились бы таких назначений при другом министре.