На стыке границ Египта, Израиля и сектора Газа в последние дни творится что-то совершенно невообразимое. Египет, где у власти стоят умеренные исламисты, утюжит американским оружием "неверных" местных жителей. Израиль на все лады расхваливает "Братьев-мусульман" за решительность в борьбе с терроризмом, а ХАМАС выражает готовность помочь Каиру в этом деле и перекрывает свои же туннели из Газы в Египет. Виновниками этого торжества миролюбия и сотрудничества стали исламисты радикального толка, осточертевшие всем упомянутым сторонам.
Синайский полуостров, известный россиянам, в основном, неплохими прибрежными курортами Дахаб и Шарм эль-Шейх, большей своей частью представляет собой довольно неприветливое место. Скупые на растительность горы да соленые пустыни, по которым Моисей 40 лет водил своих несчастных подопечных, с тех пор пережили мало изменений. Первые христиане, не испытывавшие необходимости в дорогих часах и автомойках, основали там несколько монастырей, но кардинальных изменений в местный уклад это не принесло. Большинство жителей малонаселенного региона и сейчас составляют кочевники-бедуины, слоняющиеся туда-сюда в поисках клочка травы для тощей скотины.
Заметные изменения в жизни этих людей начались после успеха египетской революции в начале 2011 года. Пока в Египте фактически не существовало центральной власти, безлюдный и мало кому интересный центральный Синай стал отличным убежищем для разного рода борцов за "чистый ислам". Мирный договор между Израилем и Египтом предполагает демилитаризацию полуострова, поэтому армейских подразделений там не было. Даже египетская полиция, славная своим пофигизмом, к бедуинам практически не выезжала, предпочитая делать вид, что охраняет покой туристов на побережье. В этой связи любой человек, уверовавший в идеи вооруженной борьбы во имя ислама, располагая известной суммой денег, в центральных районах Синая чувствовал себя столь же комфортно и расслабленно, сколь и турист из Тагила в соседнем Дахабе.
Бедуины, довольные любой возможностью заработать, туристов-террористов оттуда не гнали. Дело даже не в том, что понаехавшие радикальные исламисты, как правило, народ не бедный. У местного населения мировоззренческих разногласий с приезжими не возникало. Религия - та же, язык, в общем, тоже, отношение к использованию насилия для достижения целей - простое, мнение о "неверных" - общее: завистливо-негативное. В общем, полное взаимопонимание. Кроме того, для джихадистов всех мастей Синай обладает еще одним важным преимуществом: он непосредственно граничит с Израилем - страной, о которой даже самый благодушный "воин Аллаха" ничего хорошего не скажет.
Поскольку в Каире больше года продолжалась грызня за власть, больше года Синайский полуостров был предоставлен сам себе. Заскучавшие боевики и бедуины время от времени от безделья взрывали газопровод, по которому египетское топливо экспортируется в Израиль и Иорданию. Тут, правда, они не учитывали, что у ненавистных сионистов есть и другие источники газа, а вот их единоверцам в Иордании порой и шаурму не на чем было изжарить. Но это, конечно, мелочи. Все-таки не ради газопровода они обосновались у израильской границы. В первый раз они "пошли на дело" год назад - в августе 2011 года. Тогда в результате атаки боевиков из Египта в окрестностях Эйлата были убиты восемь израильтян.
Ответ Израиля спрогнозировать было нетрудно: вся мощь ЦАХАЛа была обрушена на все, что движется в районе границы. В результате под раздачу вместе с террористами попали пятеро египетских пограничников, непонятно как оказавшихся неподалеку от места событий (это, кстати, вызвало дипломатический скандал с последствиями). Кроме того, израильтяне, разозленные произошедшим, отбомбились по сектору Газа. У них, как обычно, "во всем виноват ХАМАС", правящий палестинским анклавом. Заверения Исмаила Хании и его соратников, что Эйлат - "дело хорошее, но не наше", Иерусалим не впечатлили.
В общем, террористы, обосновавшиеся на Синайском полуострове, должны были остаться довольны: отношения Израиля с Египтом испортились, кроме того, досталось и ХАМАСу, который в "своем" секторе гнобит всех без разбору - и либералов, и социалистов, и конкурирующие фирмы из числа "борцов за веру".
Год спустя, в августе 2012-го, успех, видимо, решили повторить. Подобному решению могло поспособствовать и утверждение в Каире Мохаммеда Мурси - всенародно избранного президента-исламиста, который хоть и не без проблем, но наладил сотрудничество с военной верхушкой. Властный коктейль из таких ингредиентов обычно не предполагает полной свободы для кого бы то ни было, поэтому на горизонтах синайских радикалов начали сгущаться нетипичные для этих мест тучи.
Судя по тому, что уже произошло, их операция должна была выглядеть следующим образом. Боевики получают оружие из сектора Газа, громят египетские полицейские участки и пограничные посты, врываются на территорию Израиля, устраивают там несколько кровавых терактов и героически погибают. Итогом, видимо, должна была стать гибель десятков израильтян; если не война, то полное замораживание отношений Египта и Израиля; массированные бомбардировки сектора Газа и ответные ракетные обстрелы юга "сионистского образования". Ну а дальше - как получится.
Если смотреть с точки зрения террористов, то план весьма толковый. Оправдания ХАМАСа, что "это не он", никакого понимания в Израиле не нашли бы: оружие из Газы, значит - все. Убийство египетских пограничников и полицейских в глазах большинства египтян - это безусловный акт израильской агрессии, вне зависимости от национально-религиозной принадлежности убийц. Ну и террористы-самоубийцы из Египта, взорвавшие дискотеку-другую в том же Эйлате, в Израиле несомненно расценивались бы как "достижение" дорвавшихся до власти "Братьев-мусульман". Дело могло принять очень серьезный оборот, если не сказать больше.
Однако план синайских гастролеров был исполнен только частично: в минувшее воскресенье они действительно напали на полицейские участки и пограничную заставу, убив 16 человек. Там же они украли два БТР, на которых, перепоясавшись жилетками с динамитом, поехали воевать в Израиль. Далеко, правда, не уехали. В нескольких километрах от границы израильтяне с воздуха уничтожили один БТР, а второй взорвался сам. Видимо, боевики не соблюдали правила техники безопасности при обращении с "поясами шахида".
Как бы то ни было, почти сразу стало ясно, что ни к ХАМАСу, ни к "Моссаду", ни к "Братьям-мусульманам" упомянутая публика прямого отношения не имеет. Хотя, конечно, местные горячие головы из разных стран обвинили в произошедшем и тех, и других, и третьих. Это, впрочем, объяснимо: слишком уж непростая у них история взаимоотношений.
В итоге сложилась действительно уникальная ситуация. ХАМАС вполне официально правит сектором Газа, "Братья-мусульмане" - Египтом, ну а Израиль и доселе был Израилем. В общем, недолюбливающие друг друга три стороны оказались в ситуации, когда некая сила почти столкнула их лбами. И вот тут есть один очень важный момент: любая власть, даже самая кровавая и зловещая, очень не любит, когда решения о развязывании войны принимают за нее. Причем даже не действительно инфернальные силы, а какие-то никому не известные любители, страдающие острой формой джихадизма головного мозга. (Иным диагнозом трудно объяснить групповую поездку в набитых динамитом БТРах вглубь Израиля).
В общем, синайские террористы (им порой лепят бренд "Аль-Каеды") оказались в трудной ситуации. На них ополчились и египетские узурпаторы власти (президент Мурси), и израильская военщина (правительство Нетаниягу), и террористический анклав (хамасовская Газа).
ХАМАС, например, объявил, что поможет Каиру найти людей, переправлявших оружие из Газы, а также закрыл выкопанные его же активистами трансграничные туннели в Египет. Тут дело даже не в том, что местные исламисты против взрывов на израильских дискотеках. Конечно же, они только за. Но тут вступают в действие законы внутривидовой конкуренции, которая, по Дарвину, сильнее межвидовой. Когда наряду с отчаянно антиизраильским правительством появляются приезжие, заявляющие "А мы сионистов еще жарче ненавидим", этому правительству ничего не остается, как истребить конкурентов. ХАМАС слишком гордится своим статусом злейшего врага Израиля, чтобы так просто уступить его кому-то другому. В конце концов, Исмаил Хания понимает: среди населения Газы израильские партии не имеют никаких шансов, а вот ребята под флагами "Аль-Каеды" - вполне.
Израильтянам появление отморозков из Египта тоже не нужно. Они как-то раз себе на голову уже не помешали росту "противовеса" страшной и ненавистной Организации освобождения Палестины. Теперь же ООП (ФАТХ) - официальный партнер Иерусалима по переговорам, а тот самый "противовес" - ХАМАС - главный враг. При этом ХАМАС, заполучив Газу, более или менее остепенился, а вот чего ждать от пришлых джихадистов, никто не знает. Для Израиля известный демон лучше неизвестного. Тем более что ХАМАС, наученный горьким опытом, уже давно не практикует поездки боевиков с "поясами шахида" по Израилю. Именно поэтому Иерусалим поделился (или говорит, что поделился) с Египтом разведданными о предстоящем нападении боевиков на полицейские посты и пограничников.
В самой непростой ситуации тут оказались египетские власти. Президент Мурси - выходец из "Братьев-мусульман" - организации, являющейся духовным прародителем всех исламистских движений мира. Ему, как никому другому, трудно санкционировать ликвидацию людей, ставящих основной своей целью построение всемирного исламского халифата на основах законов шариата. Однако египетский президент нашел простой, но действенный выход из ситуации. Он объявил радикальных синайских исламистов "неверными" и бросил против них войска и авиацию.
Мурси тут тоже можно понять. Одно дело - рассуждать о героях газавата, сидя в подполье или за границей. В риторических излияниях тут можно развернуться на полную. Но когда становишься президентом, а эти самые "герои" отправляют на тот свет полтора десятка подчиненных тебе пограничников и полицейских, взгляд на мир неизбежно меняется. Египетский президент, может, и колебался, но недолго.
Уже в начале текущей недели на Синай были направлены армейские подразделения, в том числе - истребители, танки, бронетранспортеры и ударные вертолеты американского производства. На севере Синайского полуострова произошло небольшое сражение, в ходе которого боевики даже применяли ракеты "земля-воздух". Об окончательных его итогах судить пока рано, по оценкам западных агентств, были убиты более 20 "неправильных" исламистов. Египетские власти оценили его итоги заявлением в фирменном египетском же стиле: "Операция завершилась полным успехом и будет продолжена". Скорее всего, имеется в виду, что атакованные населенные пункты полностью очищены от боевиков, но другие уже стоят в очереди.
Израиль отреагировал на появление F-16, "Абрамсов" и "Апачей" на Синайском полуострове не гневными заявлениями о нарушении мирного договора (как можно было бы предполагать), а восторженными комплиментами в адрес египетского руководства и его решимости побороть терроризм. Тут даже стоит процитировать некоторые заявления израильских военных и политиков. Генерал-майор Амос Гилад: "Уверенность в себе, здоровая злость, решимость властей и армии позаботиться об установлении на Синае порядка - это свидетельство ответственности египетского руководства". Бригадный генерал Шмуэль Закай: "Это удивительно! Египтяне провели беспрецедентную операцию. Продолжение не будет простым и скоротечным, но дело осложняется разветвленностью террористической инфраструктуры".
В последнем своем утверждении Закай прав. По данным самих египтян, на Синайском полуострове нашли вторую родину около двух тысяч террористов. Тем не менее, Мурси, если он хочет стать настоящим президентом своей страны (а в перспективе - всесильным арабским диктатором), придется извести людей, которые совсем недавно считались его идеологическими союзниками.
И, как ни странно, в этом деле он может положиться на помощь израильтян и движения ХАМАС одновременно.