Россия
23:54, 14 августа 2012

Неожиданный прием Репортаж "Ленты.ру" с процесса над Расулом Мирзаевым

Суд над чемпионом мира по самбо и смешанным единоборствам Расулом Мирзаевым будет продолжен. Во вторник, 14 августа, Мирзаев уже готовился услышать приговор (спортсмен обвиняется по статье 109 УК РФ - причинение смерти по неосторожности, после стычки с Мирзаевым погиб студент Иван Агафонов), однако, суд решил, что пока не может вынести решение. Судебное следствие возобновлено. Родители Агафонова и их адвокаты при этом надеются, что дело будет вновь переквалифицировано на статью 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть. Мирзаева они не простили и его извинения искренними не считают.

С раннего утра Замоскворецкий суд Москвы был оцеплен полицией. К зданию угрожали прийти националисты, опасающиеся, что Расул Мирзаев может выйти на свободу уже 14 августа. "Нельзя оставлять безнаказанной смерть русского парня! Завтра Мирзаев может убить вас, ваших родственников или друзей, а в наказание получит два года заключения и запрет посещать ночные клубы", - говорилось в тиражировавшемся через социальные сети сообщении националистов. Но то ли из-за дождя, то ли из-за раннего времени сбора (намеченного на девять утра, хотя оглашение приговора начиналось тремя часами позже) к суду не пришел вообще ни один сочувствующий.

Александр Агафонов, отец Ивана Агафонова. Фото Александра Качкаева
Lenta.ru

В полдень чрезвычайно вежливые и доброжелательные судебные приставы пригласили публику в зал. Кроме журналистов в суд постоянно ходят родители Ивана Агафонова и человек шесть-восемь из группы поддержки Мирзаева. Это борцы - их нетрудно отличить по спортивной или полуспортивной одежде. Судья Андрей Федин начал зачитывать приговор. Он напомнил, что Мирзаев женат и что у него есть маленький ребенок. Сказал, что гособвинитель Юлия Зотова в ходе прений попросила переквалифицировать обвинение с "тяжелой" статьи 111 УК РФ на "легкую" 109-ю. Зотова предложила ограничить Мирзаеву свободу на два года. Это означало бы, что, с учетом времени, проведенного в СИЗО, срок Мирзаева истек бы уже 18 августа (один день в СИЗО считается за два дня ограничения свободы).

Впрочем, уже через две минуты стало понятно, что судья Федин читает не приговор, а преамбулу к другому своему решению - возобновить судебное следствие и вызвать на допрос автора одной из четырех имеющихся в деле экспертиз. Судья еще раз хочет спросить, есть ли причинно-следственная связь между ударом, который в ночь на 15 августа Мирзаев нанес Агафонову, и последовавшей через четыре дня смертью студента. Кроме того, суд хочет уточнить, применял ли при этом Мирзаев борцовские приемы.

Судья объявил часовой перерыв - для вызова в суд эксперта. "У меня с самого начала такое ощущение, что это моего сына судят, а не его убийцу. Здесь все против нас", - в сердцах комментировала неожиданную отмену оглашения приговора мать Ивана Агафонова - Татьяна. Ее муж Александр вышел на улицу и курил у входа в суд. "Мирзаев с самого начала суда издевался над нами, рожи в клетке корчил. И только потом, когда понял, что ему свобода светит, вежливый стал, извиняться начал", - рассказывал он. Мирзаев в суде действительно принес родителям Агафонова свои извинения, но те их, судя по всему, не приняли. Александр Агафонов в ходе предыдущих заседаний отпускал злые и нецензурные реплики, а также говорил, что если Мирзаев выйдет на свободу, то пусть не забывает, что кроме земного суда - есть еще божий.

Персонал поликлиники наблюдает за тем, что происходит около находящегося напротив Замоскворецкого суда

 

"Мирзаева в СИЗО не очень котировали, он там обособился, его камера дорогу не держала", - рассказывал корреспонденту "Ленты.ру" на крыльце суда юный журналист и оппозиционер Матвей Крылов, отсидевший в СИЗО два месяца - за то, что облил водой гособвинителя Смирнова по делу о беспорядках на Манежной площади. "Держать дорогу" на тюремном жаргоне означает участвовать в передаче звуковых сообщений из камеры в камеру (стуком по трубе) или же писем по ниткам из окна в окно. "Если держишь дорогу, тебе пожмут руку. Если нет - появится вопрос: не на ментов ли работаешь", - делился тюремным опытом Крылов. В нескольких десятках метров в это время задерживали едва ли не единственного пришедшего и пытавшегося развернуть баннер националиста. Там было написано что-то про убийство русских людей и безнаказанность, но прочитать никто не успел. Полицейские националиста уволокли, а плакат порвали.

В зале суда помощник адвоката семьи Агафоновых Матвей Цзен разъяснял, почему судья отказался читать приговор. Он говорил, что авторами экспертизы должны быть сотрудники равной квалификации. Судья, видимо, нашел именно тут формальное нарушение и воспользовался им. "Очень изящное решение, я вот до него не додумался", - говорил Цзен. Кроме всего, оно означает еще и то, что адвокаты Агафоновых получат возможность потребовать вновь переквалифицировать дело, только уже со 109-й статьи обратно на 111-ю. Если Мирзаев будет обвинен по ней, то в этом году выйти на свободу ему будет крайне затруднительно.

Оксана Михалкина. Фото Александра Качкаева
Lenta.ru

И скорее всего, адвокаты возможностью воспользуются. Сразу после перерыва адвокат Агафоновых Оксана Михалкина заявила отвод прокурору Юлии Зотовой. "Она лично и прямо заинтересована в исходе дела. Обвинительное заключение подписал ее непосредственный начальник, однако, она прямо во время прений заменила особо тяжкую статью на малозначительную. При этом показаний или новых материалов, позволяющих сделать это, в суде не появилось. Обвинение и потерпевшие в этом деле должны быть на одной стороне, а этого нет, и доверие к гособвинителю утрачено", - заявила Михалкина.

Прокурор Зотова и адвокат Мирзаева Алексей Гребенской выступили против отвода. И судья после получасового совещания ходатайство удовлетворять отказался.

Вызванный судьей эксперт за это время так и не пришел. Осталось только обсудить дату следующих слушаний. Судья Федин предложил 15 августа. Родители Агафонова сказали, что в суд не придут, потому что видели своего сына живым последний раз в этот день ровно год назад. Остальным сторонам не нашлось ничего на это ответить. "Я лишь прошу рассмотреть наше дело как можно быстрее", - сказал адвокат Гребенской. Заседание продолжится в четверг, 16 августа.

< Назад в рубрику