В июле в Екатеринбурге по подозрению в убийстве задержали блогера Василия Федоровича. Сначала подробности не разглашались. Прокуратура лишь пообещала, что обстоятельства дела "сильно удивят общественность". И не обманула: вскоре СМИ наводнили статьи о причастности Федоровича к банде настоящих маньяков-скинхедов. Сам он заявил: "Не уверен, что в ближайшем будущем я смогу сказать, как оно и почему".
Василию Федоровичу 29 лет. По данным СМИ, его отец - бывший заместитель прокурора Железнодорожного района Екатеринбурга Сергей Федорович, а мать - профессор Уральской государственной консерватории, автор книг о выдающихся пианистах Елена Федорович. Дед Федоровича, Нариман Чунихин, когда-то был главным дирижером симфонического оркестра Свердловской филармонии.
Сам Василий окончил Уральскую государственную юридическую академию, женился на девушке по имени Любовь, у пары родились двое детей (второй - совсем недавно, в конце июля 2012 года). Любовь рассказывает о себе в блоге: "юрист (корпоративка, регистрация ООО-ИП, банковский работник - в скором времени бывший), владелец разнообразного оружия, молодая мама. Увлекаюсь стрелялками, резалками, вязанием, выносом мозга на расстоянии и прочей фигней".
Сам Федорович ведет блог с 2008 года. Журнал называется Faciam lit mei mernineris ("Сделать так, чтобы помнили" - надпись на ломаной латыни, часто употребляющаяся для татуировок). В журнале есть одноименный тэг, под которым Федорович публиковал незамысловатые истории из жизни скинхедов. Он намеревался в будущем издать эти истории в виде книги под рабочим названием "Белые шнурки". Конечно, текст - это не видеозаписи, которые многие юные сторонники ультраправых идей так любят "дарить" следователям (для возбуждения дел) и противникам национализма (для аргументации в дискуссиях). От текста всегда можно отказаться, объявить его "художественным". Но все равно идею с публикацией таких рассказов многие люди (самых разных взглядов) считали провокационной.
Еще одна тема, которой Федорович уделял много места в своем журнале - оружие, особенно холодное. Он являлся заместителем председателя Всероссийского общества владельцев гражданского оружия и председателем свердловского отделения этой организации. Также он создал некоммерческую школу ножевого боя СНБ-66. Заинтересованность блогера в данной тематике трудно назвать сугубо спортивной: в списке интересов в его журнале присутствуют словосочетания "бить людей" и "резать людей", а на сайте СНБ-66 можно увидеть демотиваторы с изображением Федоровича и его товарищей с ножами - причем не в спортивной форме на ринге, а на улице в "скинхедской" одежде. Под фотографиями помещена, например, такая странная надпись: "Погоди, не кипиши, доведем до рощи. Б..., бей в голову! Слышь - мычит еще".
В "мирной" жизни Федорович называл себя юристом. Впрочем, особо заметных успехов на этой ниве он, кажется, не добился. В своем блоге он перечислил самые резонансные дела, в которых участвовал. В частности, дело Романа Пехтерева, которому под давлением общественности дали 12 лет за педофилию; дело поссорившейся с чиновником Юлии Герасимович, которая из-за широкого резонанса избежала лишения водительских прав; дело фотографа Алексея Середенина, который пожаловался на милиционера, помешавшего его сессии на развалинах больницы. Последнее дело Федорович характеризует как успешное, однако отметим, что в реальности милиционер не был наказан, а лишь получил инициированную правозащитниками издевательскую премию "Золотой Евсюк".
Единственный по-настоящему резонансный уголовный процесс, к которому Федорович имел прямое отношение - это дело коллеги его матери, профессора консерватории Сергея Белоглазова. Напомним, профессор утверждал, что его избил милиционер Станислав Постников. Федорович написал об этом в своем блоге, и "история избитого профессора" на время встала вровень с другими популярными в предреформенное время рассказами о произволе МВД. Однако в итоге суд оправдал Постникова. Адвокат милиционера Сергей Колосовский (бывший начальник уголовного розыска Кировского УВД Екатеринбурга) впоследствии презрительно высказался о своем поверженном сопернике - Федоровиче: "Еще тогда я убедился, что он убогий юрист и просто закомплексованный человек".
Впрочем, в своем блоге Федорович очень часто подчеркивал, что на самом деле большая часть его деятельности глубоко законспирирована и строго конфиденциальна. Такое внимание к конспирации странным образом не согласовывалось с общим содержанием журнала. Блогеры, действительно старающиеся остаться незаметными, обычно не пишут в интересах - "резать людей", и не фотографируются чуть ли не ежедневно с огромным количеством разнообразного оружия. Да и само признание в том, что тебе есть что скрывать - уже серьезный компромат на самого себя.
Федорович активно поддерживал главу фонда "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана. Они познакомились, когда фонд помогал матери юриста Елене Федорович в борьбе за здание музыкального лицея. Затем Ройзман выказал Василию поддержку в ситуации с профессором Белоглазовым, а впоследствии молодой юрист съездил на экскурсию в реабилитационные центры фонда, и написал по итогам поездки хвалебную заметку.
Сейчас некоторые СМИ указывают, что Федорович якобы уже несколько раз попадал в поле зрения правоохранительных органов, но выходил сухим из воды благодаря связям отца в прокуратуре. Однако эта информация не подкрепляется доказательствами и сильно напоминает пустые сплетни. Точно можно сказать лишь, что серьезные сложности с законом у Федоровича начали назревать весной 2012 года.
17 апреля или чуть раньше в гаражном комплексе в Екатеринбурге было найдено сожженное тело мужчины с американским паспортом на имя Джорджа Кара Якубяна. Впоследствии выяснилось, что Якубян был армянином по национальности, и имел двойное гражданство - США и Сирийской Арабской республики. Непосредственно перед смертью он прилетел в Екатеринбург из Москвы. При теле не обнаружили банковской карты. Впоследствии кто-то снял с нее крупную сумму денег.
Ради интереса отметим, что Федорович в этот день не писал в своем блоге ничего. Он вообще не оставлял записей с 25 марта. Лишь 20 апреля он написал два поста (впрочем, никак не связанные ни с насилием, ни с днем рождения Гитлера). 22 апреля блогер отчитался о поездке на ножевой турнир. Чуть попозже, 26 апреля, Федорович выложил очередную главу "Белых шнурков" - о том, как кто-то с кем-то поссорился из-за девушки, а потом кто-то на кого-то помочился. Глава начиналась словами: "В каждой книге должно обязательно найтись место самому возвышенному из человеческих чувств - любви". Затем снова последовал длительный перерыв, и лишь 11 мая Федорович вернулся в привычный режим - по одной-две записи примерно через день-два.
Последней записью, которую Федорович самостоятельно оставил в блоге, стал отчет о новой экскурсии в фонд "Город без наркотиков". Запись датируется 16 июля. На этот раз экскурсия была не просто ознакомительной, а тематической, связанной с испытываемыми фондом в последнее время сложностями с законом.
А 17 июля к Федоровичу пришли с обыском. В квартире изъяли коллекцию холодного и огнестрельного оружия, хозяина задержали. 19 июля суд удовлетворил ходатайство следствия об аресте Федоровича. 20 июля было официально объявлено, что блогера подозревают в убийстве Якубяна, а также в похищении некоего 17-летнего юноши (похищение было не особенно долгим и "серьезным", оно произошло из-за украденного ноутбука).
3 августа в блоге Федоровича появилась новая запись - его жена сообщила, что пароль от журнала передан ей, опубликовала краткое описание ситуации и номер счета для желающих помочь. А 7 августа она заявила, что теперь Федорович будет писать посты на бумаге и пересылать их ей городской почтой для публикации. В первом "посте из-за решетки" блогер похвастался, что вскоре после задержания поранил себя ножницами, после чего с ним "обращались как со стеклянной вазой". Далее он вполне в позитивном духе рассказал об изоляторе и сокамерниках, порассуждал о поведении разных людей в неволе. "Мне, как ницшеанцу, безумно интересны эти аспекты проверки на прочность - как то, что не убивает и правда делает сильнее", - заключил он.
В постскриптуме Федорович довольно путано объяснил причины своего ареста: "С субъективной стороны - на 88% из-за собственной гордыни, просчетов и ошибок. То, что я делал, я делал по определенным причинам - и реально картина событий чрезвычайно далека от той, которую будут подавать следствию, СМИ и за которую, по всей видимости, мне придется сидеть. А как оно с объективной стороны...Не уверен, что в ближайшем будущем я смогу сказать, как оно и почему. Сейчас я руководствуюсь принципом 'меньшего зла' - потому что нужен своей семье. Все, что я буду говорить по этому поводу, будет именно из этого интереса. Так что - не торопитесь с выводами".
10 августа журналисты спросили о деле Федоровича заместителя генерального прокурора РФ в Уральском федеральном округе Юрия Пономарева. Прокурор ответил кратко: "Это очень серьезные преступления, большего сказать пока не могу. Добавлю только, что обстоятельства дела Федоровича сильно удивят общественность".
И прокурор не обманул. Уже через несколько дней СМИ начали со ссылками на анонимные источники сообщать невероятные вещи. Якобы Федорович входил в кровавую банду скинхедов, которая весьма своеобразным способом вербовала новых членов. "Привозили человека на объект, там уже лежал труп. Давали в руки топор и приказывали разделать, иначе убьют самого", - рассказывали источники. Количество убитых в разных СМИ сильно варьировалось - назывались цифры от 12 до 41 человека. Утверждалось, что банда убивала людей из корыстных побуждений, но при этом руководствовалась националистическими лозунгами.
Особое внимание СМИ (а точнее, их источники) почему-то уделили опровержению заявлений Федоровича о нормальной атмосфере в изоляторе. "Он сразу же за порогом СИЗО скис. Представляете, его ведут по коридору, а из камер, где все уже в курсе, кто прибыл 'на хату', несется - давай этого симпатичного сюда!", - ожесточенно убеждал журналистов один из анонимных правоохранителей.
Федорович не остался в долгу - почти сразу его жена опубликовала его едкие комментарии к ряду заметок. В частности, блогер спросил, как агентство Ura.Ru может писать о нем такие вещи, если он все время поддерживал Ройзмана (по данным открытых источников, Ройзман дружит с главным редактором этого агентства). Впрочем, другие СМИ тем временем уже вовсю ругали самого Ройзмана за общение с таким "недостойным элементом", как Федорович... Глава антинаркотического фонда отреагировал на это взрывом эмоций. Он заявил, что в связи с делом Федоровича лучше было бы обратить внимание не на "Город без наркотиков", а на пиарщика Платона Маматова и администрацию губернатора Свердловской области...
Действительно - первоначально некоторые СМИ сообщали, что Маматова считают соучастником одного из убийств. Но затем его имя постепенно перестало упоминаться. Некоторые связывают это с тем, что пиарщик раньше работал на администрацию губернатора, полицию и "Единую Россию". Хотя если судить по другим публикациям, Федорович тоже не лыком шит. Якобы он являлся агентом ФСБ, и полиция упекла его за решетку именно из-за желания навредить конкурирующему ведомству.
16 августа Следственный комитет наконец официально объявил, что Федоровичу и троим другим фигурантам дела предъявлены обвинения в девяти убийствах, похищении троих людей и грабеже. Под арестом, помимо Федоровича, находится еще один человек. Другие двое оставлены на свободе. Кроме того, в деле могут появиться новые фигуранты.
Официально пока не называется ни одна фамилия, кроме фамилии Федоровича. Неофициально высказывается большое количество предположений. В частности, утверждается, что главарем банды являлся некий ранее судимый Антон Поташников. Некоторые источники утверждают, что в число подозреваемых попала не то жена Федоровича, не то его любовница. Также остается неясным, смог ли пиарщик Маматов ускользнуть от уголовного преследования, или все-таки и ему предъявили обвинения.
Полный список убитых пока тоже не обнародован. Известна только фамилия Якубяна, личности остальных убитых остаются загадкой. О них в СМИ нет даже неофициальной информации. Увы, но правоохранительные органы иногда умеют соблюдать конспирацию и конфиденциальность куда лучше Федоровича.