17 августа деловые СМИ сообщили, что российские нефтяники в очередной раз не успели вовремя модернизировать свои производства. Бизнес вынужден просить правительство перенести сроки введения новых экологических стандартов, по которым Россия отстает от Европы уже более чем на шесть лет. Не исключено, что избавление страны от "грязных" видов топлива и автомобилей будет снова отложено.
О необходимости единых европейских экологических стандартов, которые бы ограничивали выбросы вредных веществ автомобилями, в Европе заговорили еще в середине прошлого столетия. В 1958 году в Женеве было принято более 100 документов - их целью стало обеспечить защиту окружающей среды от негативных последствий дорожного движения.
Страны, присоединившиеся к правилам, должны были использовать общие экологические стандарты при сертификации транспортных средств. В 1990-х, после окончательного распада социалистического блока, формирование общих для Европы экологических стандартов ускорилось.
В 1992 году для стран Европы был установлен стандарт "Евро-1", который регламентировал содержание в выхлопных газах автомобилей вредных веществ, прежде всего сажи и окисей азота, а также твердых частиц.
В 1995 году на смену старому стандарту пришел "Евро-2", ужесточивший требования к содержанию углеводородов почти в три раза. Стандарт "Евро-3", который ввели в Европе в 1999 году, позволил снизить уровень выбросов на 30-40 процентов, а принятый в 2005 году "Евро-4" - еще на 65-70 процентов.
В настоящее время в Евросоюзе действует еще более жесткий "Евро-5", введенный в 27 странах ЕС с 1 января 2009 года. Он позволил сократить выбросы сажи и окисей азота бензиновыми автомобилями на 25 процентов. Дизельным авто пришлось снизить выбросы сажи на 80 процентов, а окисей азота - на 20. На 2015 год в Европе намечен переход на новый "Евро-6". Кроме прочего, стандарт будет ограничивать содержание в выбросах углеводорода 130 граммами на километр пути - прежние "Евро" подобной нормы не содержали.
Страны, принявшие на себя обязательства по "Евро", должны пропускать на внутренний рынок только автомобили, соответствующие этому стандарту. Это касается как импортных, так и произведенных в стране машин. Кроме того, поскольку вредность выхлопов зависит не только от самого автомобиля, но и от топлива, в продаже должны находиться только те марки бензина и ДТ, которые соответствуют стандарту "Евро". В связи с этим производителям как автомобилей, так и топлива пришлось модернизировать свои заводы.
Вслед за Евросоюзом свои экологические стандарты начали вводить многие страны. Одними из первых стали США и Япония - но у них действуют требования, несколько отличающиеся от "Евро". В основном различия касаются способов испытания автомобилей для получения экологических сертификатов (прежде всего, интенсивности работы двигателя). Это связано с тем, что в силу местных различий в дорожном движении автомобили в Японии, США и Европе эксплуатируются по-разному (например, обычно ездят на разных скоростях).
Тем не менее, выпускаемые в США и Японии машины соответствуют экологическим стандартам "Евро". Так, в США аналогичные "Евро-4" положения были введены еще в 2004 году (на год раньше ЕС). В Японии, правда, это произошло с запозданием - в 2011 году. В Южной Корее стандарт "Евро-4" был введен в 2006 году. "Евро-3" действует в Китае (с 2008 года) и в Индии (с 2010-го). Стоит отметить, что введение в стране тех или иных стандартов евро не означает, что местные компании не будут производить автомобили, подходящие под более высокие требования, но они не могут выпускать "менее экологичные" авто.
Россия начала борьбу за экологичность бензина и автомобилей намного позже Европы. Стандарт "Евро-2" был введен и начал учитываться при получении сертификатов на транспортные средства и бензин только в 2006 году - на 11 лет позже, чем в ЕС. Экологический стандарт "Евро-3" был введен в РФ в 2008 году.
Естественно, такие попытки догнать Европу "семимильными шагами" создали немало трудностей переработчикам нефти и производителям авто. В свое время автомобилестроителям удалось добиться изменения сроков введения стандарта "Евро-4". Сначала его планировалось повсеместно применять с 2010 года, потом введение стандарта перенесли на 2012 год. Недавно сроки снова сдвинулись - "Евро-4" будет введен в РФ только с 2014 года. При этом импортировать в Россию можно только автомобили, уже соответствующие "Евро-4".
В некоторых случаях автомобилестроители решили, что им проще снять с конвейеров устаревшие модели, чем вкладывать деньги в их модернизацию. В свою очередь, некоторые модели стали после улучшений просто нерентабельными. Именно поэтому в 2008 году была снята с производства легендарная "Ока", которую выпускал ВАЗ. Однако автомобили, не соответствующие "Евро-2", из обращения не изымались. В результате еще к 2010 году более половины отечественных машин не соответствовали даже стандартам "Евро-2".
По некоторым моделям отечественным производителям удалось достичь более высоких требований, чем установлены правительством. Так, например, экспортные автомобили "АвтоВАЗа" удовлетворяли нормам "Евро-4" еще в 2006 году. В настоящее время такие модели, как Lada 4х4, Lada Kalina и Lada Priora (то есть экспортные модели) соответствуют "Евро-5". В компании "ГАЗ" РБК говорили, что по некоторым позициям готовы выпускать даже "Евро-6".
В свою очередь, производители топлива явно затягивают переход на евростандарты. Сначала планировалось, что повышение качества бензина не будет сильно отставать от перехода на более экологичные автомобили. Однако из-за того, что нефтяники не успевали вовремя модернизировать свои НПЗ, сроки перехода на "менее грязное" топливо постоянно сдвигали.
Власти заключали с производителями бензина соглашения, по которым первые "продлевают жизнь" низкокачественным сортам топлива, а вторые - модернизируют НПЗ. Согласно последнему такому соглашению, подписанному в октябре 2011 года, оборот топлива "Евро-2" на территории страны разрешен до 2013 года, "Евро-3" - до 2015 года, "Евро-4" - до 2016 года. Соответственно, с 2016 года Россия должна полностью перейти на "Евро-5".
17 августа газета "Коммерсантъ" со ссылкой на неназванные источники в федеральных ведомствах написала, что производители бензина обратились в правительство с просьбой в очередной раз "передвинуть" сроки отказа от бензина класса "Евро-2". По данным издания, к властям обратились 16 крупнейших нефтекомпаний страны, в том числе "Роснефть", ТНК-ВР, "Газпром нефть", "Газпром", "Лукойл", "Башнефть" и НК "Альянс". При этом "Сургутнефтегазу" уже согласовали перенос сроков. Не исключено, что правительство снова пойдет навстречу нефтяникам и в очередной раз отодвинет отказ от "Евро-2".
Если говорить о причинах, по которым введение в России европейских экологических стандартов постоянно затягивается, то чаще всего деловые СМИ указывают на нехватку средств у нефтяных компаний. Переход на новые стандарты не принесет нефтяникам дополнительного дохода, в то же время он является достаточно затратным мероприятием. Кроме того, рентабельность нефтепереработки в России не очень высока и сильно отстает от добычи и экспорта углеводородов. Но, скорее всего, самой важной причиной является потерянное время - если Европа начала вводить экологические нормы в середине прошлого века, то РФ задумалась об этом только в середине 2000-х.