Группа рабочих уральского автомобильного завода АМУР в количестве 57 человек 20 августа начала голодовку с требованием выплатить задолженность по зарплате, которая составляет в среднем 44 тысячи рублей на одного протестующего. Предприятие находится в стадии банкротства, а требования кредиторов превышают 3 миллиарда рублей. Более трети из этой суммы завод задолжал своему основному акционеру Павлу Чернавину, который не торопится простить 35 миллионов рублей долга для выплаты зарплаты рабочим. В 2010 году информация о сложном положении сотрудников АМУРа доходила даже до Владимира Путина, однако помощи от властей не последовало.
Завод "Автомобили и моторы Урала" (АМУР) признали банкротом три года назад. В конце августа 2009 года Арбитражный суд Свердловской области ввел процедуру наблюдения на этом предприятии, а владелец завода Павел Чернавин нанял команду антикризисных управляющих, с помощью которых планировалось осуществить финансовое оздоровление АМУРа, оптимизировать расходы, продать часть непрофильных активов и избежать таким образом конкурсного производства.
Антикризисным управлением на заводе занялась консалтинговая компания "Активные формы", подначальная коммерческому директору АМУРа Юрию Афанасьеву, а арбитражным управляющим назначили члена НП "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" Евгений Федотовских. Новые менеджеры провели анализ и установили, что площадь предприятия чересчур большая, а количество рабочих нужно сократить в два раза до 500 человек. Антикризисные управляющие также предложили сконцентрироваться на выпуске традиционных грузовиков АМУР-531350 и АМУР-531340, а также коммунальной спецтехники; по мнению менеджеров, остальное производство следовало закрыть, в том числе и выпуск китайских легковых автомобилей Geely и внедорожников Landmark.
К тому времени положение завода серьезно ухудшилось: из-за трудностей, вызванных кризисом, в 2009 году выручка АМУРа по сравнению с 2008 годом сократилась на 70 процентов до 510 миллионов рублей. Кредиторская задолженность на тот момент составляла 3 миллиарда рублей, из которых 1,314 миллиарда рублей предприятие задолжало своему владельцу Чернавину. В начале декабря того же года Кировградский межрайонный следственный отдел СУ СКП РФ по Свердловской области возбудил в отношении руководства АМУРа уголовное дело по статье о невыплате заработной платы. Как показала прокурорская проверка, с августа по декабрь 2008 года у предприятия накопилась задолженность по зарплате перед работниками на сумму в 49 миллионов рублей.
Менеджмент не справился со своей задачей, и весной 2010 года на АМУРе ввели внешнее управление. Незадолго до этого тогдашний губернатор Свердловской области Александр Мишарин "прославил" актив Чернавина на всю страну. Мишарин рассказывал тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину, что в регионе из общей суммы задолженности предприятий перед рабочими (31 миллиона рублей) 23 миллиона рублей приходится на АМУР.
Внешнее управление ввели на срок в 18 месяцев. Требования кредиторов по состоянию на март 2010 года составили около 3,7 миллиарда рублей. К тому времени процедура банкротства была запущена и в других активах Чернавина - в частности, на Егоршинском радиозаводе, на Режевском механическом заводе и в "СК-Пром" - управляющей компании, которой подконтролен в том числе и АМУР.
В ходе внешнего наблюдения АМУР вел переговоры с потенциальными инвесторами. В частности, менеджеры обсуждали возможность совместной сборки автобусов со словенской компанией Troliga Bus. Готовность вложить деньги в предприятие демонстрировал также китайский автопроизводитель Lifan, с которым, по словам Чернавина, было подписано соглашение о производстве автомобилей на уральской площадке. Поиск инвесторов осложняется тем, что Новоуральск - закрытое административно-территориальное образование (в городе расположен электрохимический комбинат, который занимается обогащением урана); в связи с этим купить АМУР может только резидент ЗАТО.
Совет директоров в конце 2011 года попросил суд продлить процедуру внешнего управления для завершения переговоров с инвесторами. Около 60 процентов кредиторов также выступили за продление срока действия этой процедуры. Кредиторы в лице налоговой инспекции и ВТБ выступали против такого решения, однако их голосов оказалось недостаточно для блокировки решения. В конце января этого года Арбитражный суд Свердловской области ввел на АМУРе конкурсное производство, которое предусматривает распродажу активов и ликвидацию предприятия.
Чернавин обещал, что акционеры АМУРа будут оспаривать решение суда и добиваться продления внешнего производства. Неудивительно: как писал портал URA.ru со ссылкой на кредиторов, выступивших за конкурсное производство, внешнее управление было выгодно в первую очередь самому Чернавину, который выдает кредиты своим же предприятиям. Другие кредиторы опасаются за свои вложения в связи с тем, что под контролем бизнесмена находится большое количество взаимосвязанных структур, между которыми реструктуризируются и распределяются долги и кредиты. В итоге установить конечного должника непросто, так же как и дождаться взыскания средств в ходе многочисленных судов.
В июне производство на заводе полностью остановилось. К тому времени многие рабочие уже были уволены без выплаты заработной платы, которую перестали начислять в октябре 2011 года. С того времени у предприятия накопилась задолженность по зарплате в размере 35 миллионов рублей. 16 августа бывшие сотрудники АМУРа обнародовали открытое письмо, в котором рассказали об условиях работы в последние месяцы и объявили о начале голодовки. В частности, зимой им приходилось работать в неотапливаемых цехах, где температура достигала минус 20 градусов.
Рабочие обращались в суд, проводили митинги, но результата не последовало. Объявление о голодовке подействовало: 18 августа замгенпрокурора России Юрий Пономарев потребовал от прокуратуры Свердловской области "самым тщательным образом разобраться в ситуации, приняв исчерпывающие меры по восстановлению прав граждан и недопущению обострения социальной напряженности". Региональные прокуроры провели проверку, отменили вынесенное ранее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководства АМУРа по факту невыплаты зарплаты и возбудили дело по части 2 статьи 165 Уголовного кодекса РФ ("Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием"). Надзорное ведомство сообщило, что руководство АМУРа допрашивается, также решается вопрос о выемке документов. Кроме того, предполагаемым участникам голодовки пообещали выплатить 40-50 процентов зарплаты.
Дело сдвинулось с мертвой точки, но рабочие намерены добиваться полного погашения долгов. Изначально голодать планировали 34 человека, в итоге в акции протеста решили поучаствовать 57 человек. Из них 14 бывших сотрудников АМУРа расположились в помещении, выделенном ЛДПР, а остальные голодают дома.
Как ранее сообщал организатор голодовки Валерий Спиридонов, задолженность перед 34 бывшими работниками, которые собирались протестовать изначально, составляла около 1,5 миллиона рублей. Получается, что АМУР должен каждому голодающему по 44 тысячи рублей - насколько надо отчаяться, чтобы идти голодать из-за таких денег?
Зарплату на неэффективных производствах задерживают достаточно часто, но только в редких случаях дело доходит до голодовок. Ситуация является в своем роде беспрецедентной еще и потому, что региональные власти как будто не понимают, насколько все серьезно. Вице-премьер Свердловской области Александр Петров призывал рабочих воздержаться от акций протеста, которые, по его словам, могут усугубить и без того непростое положение завода. Власти, как и пять лет назад, рапортуют о том, что ситуация на АМУРе находится "на контроле".
Тем временем имущество завода уходит с молотка, а под руководством арбитражного управляющего Федотовского открыта компания "Автоинвест", которая производит продукцию на арендованных площадях и оборудовании АМУРа. Неизвестно, куда уходят деньги, полученные от продажи имущества и деятельности "Автоинвеста", но рабочие их не видят - они по российским законам не являются приоритетными кредиторами предприятия.