Интернет и СМИ
17:33, 20 августа 2012

Соседская вольница Зачем российские журналисты уезжают работать на Украину

Елизавета Сурганова

Популярный комментатор "НТВ-Плюс" Юрий Розанов объявил, что с осени этого года уезжает работать на украинские телеканалы "ТРК Украина" и "Футбол". Ранее в этом году в Киев перебрался медиаменеджер Леонид Бершидский - запускать сайт Forbes.ua. Все больше российских журналистов принимают предложения о работе на Украине, объясняя это большей свободой и живостью тамошнего рынка СМИ.

Первым о переходе Розанова на ТРК "Украина" рассказал главный редактор спортивных каналов "НТВ-Плюс" Василий Уткин, объяснив, что "предложение, конечно, сделано по мотивам нашей работы на Евро". В июне 2012 года Уткин и Розанов комментировали матчи чемпионата Европы на украинском телеканале "Футбол", основателем которого как раз является ТРК "Украина". Сам Розанов позже в ответах на вопросы зрителей на Sports.ru рассказал, что руководству украинских телеканалов понравилось с ним сотрудничать, и что первое предложение о работе ему сделали сразу после Евро, однако тогда он не расценивал его всерьез.

Если судить по записи Розанова, одной из причин, почему он в итоге принял предложение о работе, стало "полное взаимопонимание с 'тамошним' руководством". Журналист, впрочем, поспешил заметить, что у него нет никаких претензий к его нынешнему руководству, и что он надеется вернуться в будущем на "НТВ Плюс". Однако гораздо более важной причиной для него, судя по блогу, стала возможность "переключиться" и "перезарядить батарейки" на новом месте. Розанов с грустью отметил, что начал уставать на своей нынешней работе, между тем как украинский опыт работы на Евро был для него очень удачным. По-видимому, все из-за того же "эффекта новизны".

Леонид Бершидский. Фото с личной страницы в Facebook Леонид Бершидский. Фото с личной страницы в Facebook

Переезды российских журналистов на Украину стали в последнее время почти обычным делом. Так, мало кого удивил переезд на Украину одного из главных российских медиаменеджеров - Леонида Бершидского. В российской печатной журналистике Бершидский перепробовал многое, принимая активное участие в создании "Ведомостей", Forbes, Newsweek, SmartMoney и Slon, и не раз пытался из медиабизнеса уйти – то в инвестиционную компанию ("Кит Финанс"), то в издательство ("Эксмо"). Однако осенью 2011 года Бершидский сообщил, что его позвали консультантом в украинский журнал "Фокус" – поначалу он собирался совмещать периодические поездки в Киев с работой в "Эксмо". Однако уже в середине ноября Бершидский объявил об уходе из издательства и о начале работы над новым проектом.

Через полгода стало известно, что Бершидский занимается запуском сайта украинского Forbes. Медиаменеджер перебрался в Киев и стал чуть ли не главным апологетом украинского медиарынка в российских СМИ и соцсетях. В разгар увольнений, закрытий и перестановок в российских медиа на портале Colta вышла показательная статья "FAQ для потенциальных медиаэмигрантов". В ней Бершидский объяснял журналистам, которые с ужесточением ситуации в российских СМИ стали все чаще заглядываться на более вольных соседей, особенности украинского рынка. В числе главных плюсов работы на Украине Бершидский назвал большую свободу и живость местных СМИ. Наличие цензуры и заказных материалов Бершидский подтвердил, но отметил, что на себе он никакого давления не ощущает, и самоцензуры от него в Киеве, в отличие от Москвы, никто не требует. А вот понимание своей общественной миссии, по словам медиаменеджера, у украинских журналистов куда яснее - а значит, там есть "возможность продолжать честно делать свое дело, не выпадая из привычной языковой среды".

Скептики могут объяснить слова Бершидского недостаточной осведомленностью и небольшим опытом, однако его мнение о большей свободе слова в украинских СМИ подтверждал ранее и главный редактор печатной версии местного Forbes Владимир Федорин, который перебрался в Киев в начале 2011 года. В комментарии "Ленте.ру" Федорин объяснял более свободную жизнь украинских журналистов тем, что на Украине "гораздо более конкурентный политический ландшафт в отличие от России, в которой установлен режим персоналистской диктатуры".

Еще одним важным фактором, который упомянул Федорин в связи с инцидентом в грузинском Forbes, где владелец снял материал вопреки воле главного редактора, являются отношения редактора с издателем. В частности, в контракте Федорина прописан принцип невмешательства издателя в редакционную политику, и ситуация с удалением материала по воле владельца там куда менее вероятна. Фактор тем более важный для российских журналистов, которые с тревогой наблюдают за учащающимися случаями вмешательства инвесторов в дела подконтрольных им СМИ.

Среди минусов работы на Украине журналисты называют маленький объем рекламного рынка - так, объем рекламы в украинских журналах в 2011 году составил около 110 миллионов долларов. Отсюда и более скупые бюджеты СМИ при несильно меньших зарплатах журналистов, и недостаток качественных изданий, сделанных по западным образцам. Тем не менее, очевидно, что эта ситуация начинает постепенно меняться: об этом говорит успешный запуск Forbes с прибавившимися позже приложениями ForbesWoman и ForbesLife, выход на украинский рынок журнала Esquire весной 2012-го, а также готовящийся запуск сайта Forbes.ua и журнала Vogue.

Первая волна

Впрочем, опыт Федорина, Бершидского и Розанова все равно стоит пока рассматривать как временную альтернативу их деятельности в российских СМИ, а их самих – как российских журналистов. По другому пути пошли журналисты типа Савика Шустера и Евгения Киселева, за несколько лет эмиграции превратившиеся в полноценных представителей украинских СМИ.

Савик Шустер. Фото из архива ИТАР-ТАСС, Владимир СиндеевСавик Шустер. Фото из архива ИТАР-ТАСС, Владимир Синдеев

Савик Шустер, хоть и журналист международный (с опытом работы в Newsweek, Der Spiegel, La Repubblica), провел куда более яркие годы в Москве – создал и возглавил местное бюро радио "Свобода", потом вел на НТВ программы "Третий тайм", "Герой дня" и "Свобода слова". Последняя была закрыта Владимиром Кулистиковым сразу после вступления на должность гендиректора канала, и Шустер, проведя на НТВ еще несколько месяцев, перебрался осенью 2005 года на Украину, где возродил передачу. Потом Шустер в течение нескольких лет переходил с одного крупного канала на другой, а теперь ведет передачу "Шустер live" на главном телеканале страны – "Первом национальном". Сегодня Шустер – один из крупнейших общественно-политических телеведущих в стране, а с прошлой недели еще и заслуженный журналист Украины.

Если Шустер хотя бы делал попытку вернуться на российских медиарынок (после двух выпусков его передача "Прямой эфир с Савиком Шустером" на РБК была закрыта из-за нежелания российских политиков приходить на телеканал Михаила Прохорова), то Киселев возвращаться в Россию, судя по всему, не планирует и всем любопытствующим постоянно напоминает, что он теперь "украинский журналист". Киселева на Украину пригласил в 2008 году Владимир Гусинский – управлять информационной службой телеканала TVi. Комментируя свое назначение, Киселев отметил, что свобода слова является "основным положительным фактором в работе журналиста в Украине" и что не будь там "позитивной, благожелательной атмосферы", он бы туда не приехал. От работы главного редактора он через год отказался, объяснив это давлением на TVi со стороны одного из акционеров, зато закрепился в качестве ведущего программы "Большая политика с Евгением Киселёвым" на крупнейшем частном телеканале "Интер". Как объяснял это в одном из интервью Владимир Познер, и Шустер, и Киселев уехали на Украину "только потому, что не могли работать в России". Неудивительно, что Киселев не собирается возвращаться – в России его последовательно лишали должности руководителя в крупных СМИ от НТВ, ТВ-6 до газеты "Московские новости", а на Украине он, как и Шустер, стал влиятельным телеведущим.

Интересно, что и Шустера и Киселева на Украине часто обвиняют в слишком большом влиянии на общественное мнение: то в слишком большой поддержке оппозиции, представителей которой они зовут в свой эфир, то в русофобстве, то в выполнении политического заказа правящей партии. Кстати, именно с Шустером и Киселевым как с главными общественно-политическими тележурналистами страны Виктор Янукович обсуждает свои итоги года, как Медведев и Путин обсуждают их с руководителями трех главных кнопок. Неудивительно, что такое привилегированное положение российских "гастарбайтеров" порядком злит многих украинских журналистов и общественных деятелей.

Из историй нескольких временных или окончательных журналистских переездов на Украину преимущества тамошнего рынка СМИ становятся очевидны: свобода слова, причем как на уровне меньшего давления со стороны властей, так и на уровне меньшей своенравности владельцев СМИ; смена обстановки и шанс создать что-то с нуля на более пустом рынке; реализация себя не просто как редактора или телеведущего, но и как журналиста с общественной миссией; наконец, просто возможность работать на своем родном языке для журналистов, которых по разным причинам вытеснили из России. Однако точно так же очевиден и один из главных недостатков украинских СМИ: попытка компенсировать недостаток профессионалов не столько выращиванием собственных кадров, сколько приглашением более опытных журналистов из-за рубежа. Что уж говорить об очевидности недостатка российских СМИ, условия работы в которых постепенно складываются так, что все больше журналистов начинает задумываться о переезде к более вольным соседям.

< Назад в рубрику