Компания Apple в ходе торгов 20 августа на бирже NASDAQ побила казавшийся вечным исторический максимум Microsoft, став самой дорогой фирмой в истории. Акции компании к закрытию достигли отметки в 665 долларов, установив тем самым рыночную капитализацию на уровне 623,5 миллиарда долларов. Корпорация Билла Гейтса в рекордный 1999 год стоила 620,6 миллиарда. Достижения Apple выглядят еще более впечатляющими на фоне катастрофического провала таких интернет-компаний, как Facebook, Zynga и Groupon.
Акции Apple уверенно росли с самого начала года по разным причинам, но их резкий подъем в последние дни объясняется ожиданием выхода на рынок нового гаджета - то ли iPhone, то ли iPad, то ли их обоих. Инвесторы рассчитывают, что аппарат будет иметь успех, как и все предыдущие, в результате чего прибыль и оборот компании вырастет, а вместе с ними и стоимость акций.
Apple можно считать компанией, которая, в отличие от всей экономики США, демонстрирует ударные темпы восстановления после кризиса. C конца ноября 2008 года котировки Apple выросли на 705 процентов. Для сравнения, индекс NASDAQ, объединяющий наиболее крупные компании в отрасли высоких технологий США, поднялся за этот период лишь вдвое.
Рост акций не прекратился даже со смертью основателя компании Стива Джобса. Напротив, последовавшее за ней решение впервые за 17 лет выплатить дивиденды только подняло котировки. В январе компания стала самой дорогой в мире, опередив нефтегазового гиганта ExxonMobil. В феврале - преодолела отметку в полтриллиона долларов рыночной капитализации. И вот теперь взят уникальный рекорд Microsoft, поставленный в самом угаре бума "дот-комов" в 1999 году.
Справедливости ради, инфляция за 13 лет была существенной и сравнивать абсолютные показатели не совсем корректно. В современных ценах Microsoft стоил бы 850 миллиардов долларов и таким образом сохранил бы титул самой дорогой компании с большим отрывом. Но показатель Apple, как бы то ни было, является удивительным.
Apple упрямо растет даже несмотря на то, что многие другие компании хай-тека переживают не самые блестящие времена. В особенности это относится к интернет-бизнесу - сразу несколько компаний в прошлом и текущем году вышли на биржу и провалились там с треском. Так, скидочный сервис Groupon с момента IPO потерял три четверти своей стоимости. Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook за несколько месяцев подешевела наполовину, а издатель онлайн-игр Zynga потерял 70 процентов.
Такая разница во многом вызвана неудачами онлайн-компаний, которые изначально были сильно переоцененными, имея крайне высокие показатели соотношения цены акций и прибыли. По сути, на IPO они выходили с большим авансом, в расчете на ажиотаж. Его, однако, не случилось. Apple же, напротив, может похвастаться уверенными финансовыми результатами и рекордными прибылями. Так почему бы его акциям и не расти?
Тем не менее, если присмотреться повнимательнее, кое-какие признаки "пузыря" в беспрецедентном подъеме котировок Apple найти можно. К примеру, капитализация Applе почти на 10 процентов сейчас превышает суммарную рыночную стоимость Microsoft, Dell, Google, Facebook и Hewlett Packard. Между тем, разница между лидером и указанной группой компаний по объему выручки двукратная - и не в пользу Apple.
Конечно, можно сказать, что выручка при оценке стоимости акций не является решающим показателем. Тогда возьмем EBITDA (прибыль до выплаты процентов, налогов и амортизации). И здесь более чем 10-процентное преимущество на стороне "сборной" ведущих компаний хай-тека - при том, что переоцененный Facebook скорее тянет эту группу вниз, чем наоборот. Это может свидетельствовать о двух вещах - либо Apple слишком дорога, либо Microsoft и Dell сотоварищи слишком дешевы. Учитывая их скромное поведение на рынке в последнее время, приходится склониться к первому варианту.
Далее, следует понимать, что рынок часто живет по принципу "покупай на слухах, продавай на новостях". Такой стиль торговли особенно распространен во время ажиотажа, а сейчас все его признаки наличествуют. Соответственно выход нового смартфона или планшета может уже не так сильно впечатлить трейдеров. Если продукт окажется не то что плохим, но хотя бы просто не оправдает заложенных ожиданий потребителей, может последовать масштабная распродажа.
Что касается бизнес-стратегии Apple, то и здесь возникают определенные вопросы. 5-6 лет назад благодаря выходу новых гаджетов компания совершила настоящий прорыв. Однако теперь конкуренты настигают и, скажем, в области производства смартфонов Samsung практически ликвидировал этот отрыв - о чем свидетельствует объем продаж. Так что без новой революции у Apple будут проблемы с тем, чтобы удержаться на заданных показателях. А удастся ли осуществить такую революцию без Джобса - большой вопрос.
Не стоит забывать, что предыдущий лидер, Microsoft, так до сих пор и не смог не то что перекрыть, но хотя бы приблизиться к своему рекорду рыночной капитализации, хотя компания функционирует вполне успешно и является одним из столпов американского и мирового IT-бизнеса. Нет никаких оснований полагать, что Apple сумеет продемонстрировать существенно лучшие результаты, чем его предшественник. А значит, сдувание пузыря неизбежно, вопрос лишь в масштабах. Другое дело, что инвесторы, которые вложились в Apple, пока он был заурядной крупной компанией, и которые сумеют вовремя "соскочить", будут щедро вознаграждены. В конце концов, такие мощные и долговременные взлеты с акциями ведущих корпораций происходят не чаще пары раз в десятилетие - тем приятнее на этом заработать.