В газете "Спорт-экспресс" зреет скандал, который может стать крупнейшим в истории российской спортивной прессы. Из-за систематической невыплаты зарплат сотрудники издания планируют 24 августа прекратить работать, при этом ведущие авторы не исключают, что покинут газету. В распоряжении "Ленты.ру" оказалась аудиозапись встречи коллектива СМИ с гендиректором "Спорт-экспресса" Иваном Рубиным. Он обвиняет часть своей команды в "продажности", а решить финансовые проблемы обещает не раньше октября 2012 года. О продаже издания речи пока не идет.
Журналисты "Спорт-экспресса" рассказывают, что проблемы с выплатой зарплат начались не сегодня и даже не в этом году. Задержки случались и раньше. Однако на этот раз ситуация выглядит особенно серьезно: многим сотрудникам ЗАО "Спорт-экспресс" (оно является учредителем и издателем газеты) не выдали деньги еще за апрель 2012-го. Попытка журналистов привлечь внимание к своим проблемам спровоцировала скандал. "Всего в ЗАО работает порядка 250-265 человек - это если считать со всем персоналом, включая уборщиц, - рассказывает сотрудник газеты, просивший не называть его имени. - В четверг 49 человек принесли заявления: если нам не будет выплачена зарплата, мы в строгом соответствии с Трудовым кодексом РФ объявляем, что отказываемся выполнять нашу работу". Забастовщики - хотя сами они предпочитают избегать этого слова - хотели, чтобы с ними встретился генеральный директор ЗАО "Спорт-экспресс" Иван Рубин. Рубин, по словам источника "Ленты.ру", к разозленному коллективу выходить отказался, якобы заявив: "Да кто они такие, чтоб я к ним шел".
"Я еще привилегированный на общем фоне - мне выплатили около половины зарплаты за май, - подтвердил эту информацию обозреватель газеты Александр Беленький. - Мы надеялись: вот пройдет Олимпиада, станет полегче, все изменится. Но ровным счетом ничего не произошло - и люди очень заволновались".
"Спорт-экспресс", основанный в 1991 году, многие годы был лидирующим изданием на отечественном рынке спортивной прессы. Это одна из первых газет, начавшая в первой половине 1990-х выходить по понедельникам (из-за особенностей работы государственных типографий и отсутствия частных в 1990-е годы российские газеты выходили в регионах со вторника по субботу). "СЭ" первым стал уже утром давать результаты завершавшихся накануне поздней ночью футбольных матчей в Европе. Газета активно продвигалась в регионы и страны бывшего СССР, сейчас она выпускается в 30 городах. Уже в первые годы существования тираж "Спорт-экспресса" достигал миллиона экземпляров ежедневно. "СЭ" - единственная российская газета, входящая в ассоциацию European Sports Magazines, куда входят самые престижные спортивные издания Европы.
Все эти годы главным вдохновителем газеты был ее бессменный главный редактор Владимир Кучмий. Он умер в марте 2009 года, и о степени авторитета Кучмия в коллективе можно судить хотя бы по тому, что нового главреда так и не назначили: творческим коллективом руководят два первых заместителя редактора - Владимир Титоренко и Владимир Гескин.
При этом проблемы у издания появились еще до смерти Кучмия. В 2008 году, по данным Forbes, газета впервые стала убыточной. Ее аудитория начала уходить в интернет, а зарабатывать деньги на рекламе в онлайне "СЭ" не смог. Тем более что примерно 70 процентов дохода изданию приносила розничная продажа бумажной версии газеты, реклама - только 30. В том же тексте Forbes говорится, что гендиректор Иван Рубин (а он тоже в газете с первого дня) планирует зарабатывать, продавая под брендом "Спорт-экспресс" одежду и парфюмерию. Рубин также собирался построить сеть недорогих гостиниц для болельщиков Sport Express Inn. Позже к этим так и не реализованным проектам добавились идея создания телеканала "СЭ ТВ" (его предполагаемый запуск, по некоторым оценкам, обойдется в два миллиона долларов). Кроме того, Рубин с переменным успехом пытался запустить радио "Спорт-экспресс" и воскресное приложение к газете. Какой-то из перечисленных проектов сложно назвать успешным.
"Я запустил Sports.ru осенью 1998 года, и он тут же стал спортивным сайтом номер один в российском интернете, - вспоминает Станислав Гридасов, который сам почти все 1990-е годы проработал в "СЭ", а сейчас возглавляет журнал "PROспорт". - Однако с 1999 года заработал сайт "Спорт-экспресса", и они нас тут же убрали. Потребовалось много времени на возвращение позиций". Гридасов далек от того, чтобы критиковать бывших коллег, и лишь замечает, что у руководства "СЭ" нет "целостного понимания своего бренда". Это мешает развитию издания и ведет к убыткам.
Впрочем, сейчас бренд находится едва ли не под угрозой исчезновения. В понедельник, 20 августа, гендиректор Рубин встретился с несколькими подписавшими заявления журналистами и довольно жестко поговорил с ними. Аудиозапись разговора оказалась в распоряжении "Ленты.ру". Это, конечно, была очень странная беседа. То, что внутриредакционный конфликт стал публичным (сообщения о возможной забастовке сотрудников появились в российской прессе), Рубин назвал "ножом в спину". Он вспомнил, как помогал некоторым журналистам купить квартиру или оплатить лечение за рубежом. Некоторых действующих сотрудников редакции он именовал "гнилью" и "ворюгами". Нескольких работников - в том числе комментатора Александра Беленького - обвинял в том, что они брали деньги за публикации на стороне. Причем конкретно Беленький - у бандитов. "Некоторый конфликт действительно был, и Рубин тогда повел себя как глубоко порядочный человек, - подтвердил "Ленте.ру" Беленький. - Только конфликт не был связан с деньгами, а разобраться с ним мне помог не Рубин, а служба безопасности телеканала "Спорт", где я тогда работал - это так, для справедливости".
Встреча продолжалась чуть больше часа, и большую часть этого времени Рубин обвинял журналистов, которые "тусили на Олимпиаде в Лондоне, почувствовали себя Абрамовичами". "Кто вы вообще такие? Величайшие, блин", - ставил гендиректор забастовщиков на свои места. Он, кроме того, рассказал, что за последние годы отклонил несколько предложений о продаже издания, потому что покупатели хотели "только марку использовать, а вас - юзать". Затем Рубин дал слово, предположительно, бухгалтеру издания. Из ее слов следовало, что 70 процентов расходов издания - это зарплатный фонд.
И вновь начал говорить Рубин. Он напомнил, что точно такая же ситуация с невыплатой зарплат сложилась в прошлом году, но не было "всей этой подпольной деятельности". Гендиректор вновь упрекнул журналистов: одного - в том, что он брал деньги от организаторов сочинской Олимпиады, других - просто в том, что исписались. Сам же Рубин продал в разные годы четыре квартиры, чтобы поддержать издание на плаву.
Выступил юрист, который не назвал своего имени. Он лишь сказал, что его пригласили поработать над развитием издания, но лично он для себя не исключает, что заниматься придется процедурой банкротства. Юрист начал прямое запугивание приглашенных сотрудников. Он предупредил, что в случае ликвидации издания и обращения в трудовую инспекцию, правда будет на стороне журналистов, только денег они не получат - все достанется банкам. Говоривший фактически обвинил журналистов в том, что они получают завышенную зарплату. В этот момент на записи звучит смешок и чей-то голос полушепотом: "Кажется, я морально готов, что нам ничего не заплатят". Юрист напомнил, что если забастовщики добьются своего, то без работы могут остаться еще 200 человек, заявления не подписывавшие. Что пришли трудные времена, они продлятся полгода минимум, и их надо перетерпеть. И что рентабельных печатных СМИ вообще не бывает - "их содержат олигархи".
Слово вновь взял Рубин, назвал конфликт "матросским бунтом" и пообещал, что до 1 сентября зарплата никому выплачена не будет, а к 1 октября наступит ясность. Речь идет то ли о продаже издания, то ли о поиске стратегического партнера. "Я ищу не бизнес-партнера, другим мы бы просто продали марку, а мне небезразлична ваша судьба", - сказал гендиректор. До этого в ходе разговора он много раз называл коллектив "семьей". Говорил, что если эта семья расстанется, то журналисты будут бегать по другим спортивным редакциям. Там их будут заставлять писать про то, что "обнаружили голого олимпийца в церкви" или "40-летний тренер живет с несовершеннолетней пловчихой". В финале записи, продолжавшейся чуть более часа, Рубин призывает всех к сотрудничеству и пониманию.
"Настроение абсолютно аховое, - говорит журналист газеты, просивший не называть его имени. - Мы хотим сохранить газету. Здесь уникальная атмосфера. Люди боятся не без работы остаться, а без "Спорт-экспресса". Но тут два варианта: либо Рубин газету продаст, либо она умрет. Продавать он не хочет, хотя из покупателей, как в редакции говорят, якобы чуть ли не очередь выстроилась". "Не понимаю, о какой семье и о какой вообще совместной работе говорит Рубин - он нас ничтожествами назвал, - возмущается Беленький. - Зря он думает, что мы пропадем без него, мы еще и выбирать из предложений работы будем. Только вот мы хотим сохранить газету. Нескромно сравнивать, но каждый из "Битлз" по отдельности хороший музыкант, но лучшие песни сочинил ансамбль".
В приемной Ивана Рубина "Ленте.ру" сказали, что комментировать ситуацию вокруг "СЭ" он не будет.
Исполнить свою угрозу и перестать работать журналисты издания намерены в пятницу, 24 августа.