Россия
20:12, 21 августа 2012

Полосатый город Москва заменит старые "выделенки" для автобусов новыми

На радость московским автомобилистам 20 августа сообщалось, что Москва намерена избавиться более чем от половины выделенных полос для общественного транспорта. Такая мера якобы призвана оптимизировать дорожное движение. Большую часть времени пустующие "выделенки" действительно не способствовали росту привлекательности автобусов и уменьшению протяженности пробок. Позднее власти информацию уточнили: от части "выделенок" и правда планируется отказаться, но вместо них дорожники нарисуют новые.

"Выделенки" начали появляться в Москве с осени 2011 года. Тогда власти города громогласно заявляли, что их задачей является повышение скорости передвижения общественного транспорта, а значит его привлекательности для автомобилистов, которые, конечно, с радостью пересядут на автобусы, лишь бы не стоять в пробках. Чтобы у строптивых водителей не было сомнений, с 1 июля 2012 года в силу ввели новые штрафы, включая и три тысячи рублей за езду по выделенным полосам. За соблюдением правил следят специальные дорожные камеры.

В конце июля стало понятно, что начинания властей оказались успешными. Согласно опросу, проведенному исследовательским холдингом "Ромир", 49 процентов московских автовладельцев заявили о готовности отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта. При этом 95 процентов респондентов рассказали социологам, что они одобряют создание в городе выделенных полос для автобусов и троллейбусов.

Любопытно однако то, что несмотря на общую позитивную окраску опроса, москвичи уточнили, что общественным транспортом они начнут пользоваться только тогда, когда он станет более быстрым и менее загруженным. За это высказались 36 и 28 процентов опрошенных соответственно. Еще 25 процентов респондентов заявили о необходимости организовать в Москве "более продуманную сеть наземного транспорта". Наконец, 61 процент москвичей назвал столичные дороги "очень загруженными".

И вот когда, казалось бы, победа "выделенок" над автовладельцами была уже вполне достижимой, газета "Известия" неожиданно сообщила со ссылкой на источники в департаменте ЖКХ, что Москва намерена избавиться от девяти из 15 выделенных полос. Власти якобы прислушались к стонам недовольных водителей (видимо тому самому 51 проценту из опроса "Ромира"), лишившихся на загруженных трассах одной полосы, и решили бороться с пробками, возвращая на дороги экспроприированные когда-то для автобусов и троллейбусов участки.

В частности сообщалось, что демаркировке будут подвергнуты "выделенки" на маршрутах:

Чтобы стереть нанесенную ранее разметку и снять дорожные знаки, писала газета, департамент ЖКХ получил 52 миллиона рублей. Из всей этой информации было непонятно только два момента. Первый - почему на казалось бы такие простые работы, как стирание краски и свинчивание знаков, необходимы такие большие деньги? Второй - зачем вообще было рисовать выделенные полосы, если потом все равно от них было решено отказаться? Вся эта ситуация отдаленно напомнила проект борьбы с неправильной парковкой: улучшить условия проезда в город, увеличить транспортный поток, поднять штрафы за неправильную стоянку, но не обеспечить достаточное количество парковочных мест.

Но вернемся к "выделенкам". Вечером 20 августа заместитель мэра Москвы Николай Лямов расставил все точки над i, заявив, что отказываться от выделенных полос никто и не думает. Оказывается, 52 миллиона рублей городской бюджет выделил не на демаркировку "выделенок", а на обновление дорожной разметки. При этом, как пишет "Вечерняя Москва", департамент ЖКХ 20 августа все же объявил тендер на ликвидацию выделенных полос на семи маршрутах:

На все про все победитель конкурса получит 53 миллиона рублей. Любопытно, что указанные выделенные полосы хотя и были размечены, в эксплуатацию так и не были введены. Впрочем, радоваться стиранию почти половины "выделенок" рано. По словам Лямова, до конца 2012 года в Москве будет организовано движение по выделенным полосам на 11 магистралях:

Эту же информацию 21 августа 2012 года подтвердил глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. "На сегодняшний день в городе действует восемь полос, в том числе на четырех из них движутся четыре полуэкспрессных маршрута с номерами", - рассказал он. Вдобавок ко всему новые выделенные полосы могут быть нарисованы и посреди проезжих частей.

При этом Ликсутов заявил, что к концу 2013 года в строй будут введены еще семь выделенных полос для общественного транспорта; они уже существуют, но на них не установлены комплексы фото- и видеофиксации, а значит автомобилистов, заезжающих на них, никто не штрафует. На каких улицах расположены эти полосы, Ликсутов перечислил: Смоленская, Большая Дорогомиловская, Красная Пресня, Новослободская, Профсоюзная, проспекта Мира, Большие Каменщики. Как раз там, где департамент ЖКХ собрался их стирать.

В целом становится ясно, что от идеи выделенных полос в Москве власти отказываться не собираются. Неясности со стиранием разметки выделенных полос депутату муниципального собрания района Щукино Максиму Кацу разъяснил заместитель руководителя департамента транспорта Евгений Михайлов. Оказывается, власти условно определили для себя, что если по выделенной полосе в час проезжает больше 20 автобусов, троллейбусов и маршруток, то она будет сохранена, а если нет - то такую полосу сотрут без горечи и сожалений, правда, попытавшись разобраться, почему там так мал поток общественного транспорта.

Наконец, Михайлов заявил, что в ближайшее время будет подготовлен и обнародован доклад о влиянии выделенных полос на привлекательность общественного транспорта. Конкретные цифры чиновник не назвал, но рассказал, что "есть хороший рост" пассажиропотока на транспорте, движущемся по выделенным полосам. По словам Лямова, рост пассажиропотока составил 15 процентов. Правда, конкретные выводы о пользе выделенных полос можно будет делать только в том случае, если будет обнародована статистика о снижении плотности транспортного потока, не относящегося к общественному, хотя бы на те же 15 процентов.

Пока же москвичи, перемещающиеся по городу на личных или корпоративных автомобилях, продолжают стоять в многочасовых пробках с завистью и тоской поглядывая на зачастую пустующие "выделенки". И длина пробок при этом продолжает расти. Причиной тому не только и не столько выделенные полосы, как одновременная реконструкция 19 вылетных магистралей города, по которым ежедневно утром в Москву приезжают сотни тысяч автовладельцев, а вечером - покидают город.

< Назад в рубрику