Культура
23:33, 22 августа 2012

Эволюция Нортона Интервью с актером Эдвардом Нортоном

30 августа в российский прокат выйдет четвертый фильм серии о Джейсоне Борне. Картина носит название "Эволюция Борна", при этом самого Джейсона в ней фактически нет. Сюжет на этот раз строится вокруг Аарона Кросса, персонажа, которого играет Джереми Реннер. Постановкой картины занимался Тони Гилрой, он же написал сценарий. Примечательно, что над тремя предыдущими фильмами Гилрой работал только в качестве сценариста. Среди других его режиссерских проектов - ленты "Майкл Клейтон" (2007) и "Ничего личного" (2009).

Одного из ключевых персонажей в "Эволюции Борна" сыграл Эдвард Нортон. Перед российской премьерой фильма актер рассказал о том, чем именно его привлекает сотрудничество с Гилроем, а также о роли в фильме Уэса Андерсона "Королевство полной луны".

Давайте для начала поговорим о режиссере Тони Гилрое. В его фильме "Майкл Клейтон" 2007 года есть одна очень важная сцена — та, в которой героя Тома Уилкинсона убивают. Вы ее помните?

Эдвард Нортон: Да, конечно. Отличная сцена.

Она снята отстраненно и при этом невероятно реалистично. В "Эволюции Борна" таких сцен тоже предостаточно. Вы чувствуете какую-то связь между двумя фильмами?

Связь определенно есть. Мне кажется, все дело в точности, с которой Тони режиссирует свои фильмы. Он работает как хирург. В "Эволюции Борна", например, есть сцена в лаборатории — она настолько пугающая, насколько это вообще возможно. Или вот еще эпизод, когда за героиней Рэйчел Вайс приходят домой — когда я только прочел сценарий, именно этот эпизод мне напомнил о "Майкле Клейтоне". И мне это сразу понравилось.

Мне кажется, что эта жутковатая хирургическая точность, с которой Тони снимает свои фильмы, хорошо сочетается с выбираемыми им мрачноватыми темами. В "Майкле Клейтоне", в частности, основным злодеем является корпорация. То есть злодей — это система, заставляющая людей заключать сделки с совестью, чувствовать себя пойманными и униженными. Темы страха и подавленности постоянно всплывают в фильмах Тони. И я полностью одобряю его подход.

Давайте поговорим о Гилрое-сценаристе. Как он вам в этом амплуа?

Если уж мы вспомнили "Майкла Клейтона", то мне кажется, что лучший кусок, который Тони написал для этого фильма — это опять же сцена с Уилкинсоном, тот текст, что он начитывает на автоответчик. А в "Эволюции Борна" есть эпизод, в котором я разговариваю с Джереми Реннером. У персонажа Реннера кризис, упадок духа. И мой герой пытается как-то рационально объяснить ему необходимость совершения плохих поступков. Мне кажется, такие сцены как раз и демонстрируют силу Тони-сценариста. Он умудряется делать захватывающие, но не пустые фильмы. В его работах заложены определенные идеи.

Но ведь по сути-то "Эволюция Борна" - это шпионская история. Или даже так: история о торчке, который бегает по миру в поисках таблеток. В этом даже есть что-то от фильмов категории "Б". Или тот же "Майкл Клейтон" - да, Гилрой обвиняет корпорации, но если копнуть глубже — можно обнаружить, что история в фильме рассказана довольно простая.

При всей простоте можно отметить, что персонажи у Тони не бывают исключительно хорошими или плохими. Все они довольно противоречивы. И герой Джереми такой же. Да, он вроде как всего лишь пытается выжить, но невинным его ни в коем случае нельзя назвать. Он по собственной воле участвует в процессе, ему нужны эти препараты, точнее, то расширение возможностей, которые они дают. Он не хочет возвращаться к себе прежнему. В то же время, мой герой — крутой жесткий парень, но многие свои поступки он оценивает объективно. Он не получает удовольствия от того, что делает, для него это вынужденная необходимость. Мне как актеру нравятся такие персонажи — они не похожи на одномерных героев мультиков. Это живые люди, стоящие перед выбором, их интересно играть.

Правильно было бы сказать, что в современных блокбастерах такие персонажи попадаются нечасто?

Да.

Эдвард Нортон в фильме "Королевство полной луны"
Lenta.ru

То есть вы сомневаетесь, соглашаться ли на участие в проекте, когда вам предлагают роли в подобных фильмах?

Все мои сомнения связаны с тем, что мне всегда хочется добиться самого лучшего результата. И сотрудничество с Тони вселяет в меня веру в то, что так и выйдет.

Режиссером двух предыдущих фильмов о Борне был Пол Гринграсс, а Тони Гилрой выступал в качестве сценариста. Создается ощущение, что они функционировали как два полушария одного мозга. Как будто Тони отвечал за вдумчивые сцены, а Пол — за экшен.

По мнению Фрэнсиса Форда Копполы, и достоинство, и недостаток кино в том, что каждый фильм — это совместная работа разных людей. Забавно, правда? Первые три фильма были совместными работами — Тони, Пола Гринграсса, Дага Лаймана (подразумевается режиссер самого первого фильма "Идентификация Борна", примечание "Ленты.ру"). Да, любой фильм — это коллективная работа, и если каждый участник процесса — профессионал, то и результат получается профессиональным. Так вот, мне кажется, что Тони — не только профессиональный сценарист, но и отличный режиссер. И для съемок нового фильма он собрал отличную команду. Мне кажется, мы не подведем зрителей, которые привыкли ждать от фильмов о Борне высокого качества.

"Эволюция Борна" - это одновременно и простой, и навороченный блокбастер. При этом совсем недавно вы снялись в другом фильме — тоже очень простом, но крайне странном. Речь идет о "Королевстве полной луны" Уэса Андерсона. Как так получилось, что вы в течение трех месяцев приняли участие в столь разных проектах?

Даже и не знаю. Может, Уэс Андерсон решил, что на мне будут хорошо смотреться шорты бойскаута? Я, кстати, пытался уговорить Тони позволить мне носить те же шорты и во время съемок "Борна". Но не выгорело.

Если серьезно, то я получил огромное удовольствие от съемок в обоих фильмах. И да, я согласен, эти картины настолько далеки друг от друга, насколько это вообще возможно. Возможно, эта разница и сделала съемочный процесс увлекательным. С другой стороны, между Уэсом и Тони можно провести параллели — каждый из них является одновременно режиссером и сценаристом. Кроме того, работы обоих мне нравятся. Так что можно сказать, что в этом году мне крупно повезло.

< Назад в рубрику