В Великобритании завершился судебный процесс, начавшийся более 20 лет назад. Британского бизнесмена турецкого происхождения Асила Надира обвиняли в хищении средств, принадлежавших его собственной компании. Надир скрывался от правосудия на Северном Кипре, но в 2010 году вернулся в Великобританию, чтобы, по его словам, защитить свое честное имя. Вместо оправдательного приговора 71-летний бизнесмен получил 10 лет тюрьмы.
Обвинения Надиру были предъявлены в 1990 году, однако еще за год до этого вряд ли кто-то мог предположить, что дела у бизнесмена не заладятся. Акции его конгломерата, Polly Peck International (PPI), учитывались в ведущем индексе Британской фондовой биржи FTSE 100, что само по себе является показателем успешности. Годовые отчеты PPI были выше всяких похвал, вспоминает бывшая держательница акций компании в интервью BBC News. Купить акции конгломерата стремились все, кому не лень, причем, как пишет The Guardian, некоторых покупателей не интересовало даже, чем именно занимается компания. А компания чем только не занималась.
Изначально Polly Peck была небольшим текстильным предприятием, но Асил Надир, купивший долю в компании в 1980-м году, прибавил к ее названию слово "International" и создал настоящую бизнес-империю. Постепенно PPI скупила несколько компаний по производству электроники, а также стала заниматься гостиничным бизнесом и оказывать услуги в сфере развлечений. В 1989-м году PPI купила гиганта того времени - компанию Fresh Del Monte, производителя и дистрибутора свежих фруктов и овощей.
К началу 1990-х империя Надира насчитывала более 200 "дочек" по всему миру и оценивалась в два миллиарда фунтов стерлингов. Надир же стал вращаться в высшем свете и обзавелся влиятельными друзьями, в том числе среди политиков. Симпатии бизнесмена были на стороне партии консерваторов - ей он жертвовал приличные суммы денег.
В 1990-м году в офис PPI в Вестминстере неожиданно пришли с обыском сотрудники Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (The Serious Fraud Office, SFO). Цена акций PPI сразу же обвалилась, и компания вскоре стала банкротом. Сумма ее долгов в итоге составила 550 миллионов фунтов стерлингов, и если кредиторам удалось получить хоть какую-то компенсацию, то держатели акций не получили вообще ничего.
В SFO пояснили, что вначале заинтересовались компанией Надира из-за подозрений в торговле инсайдерской информацией и только затем переключили внимание на возможные факты хищения со стороны основателя конгломерата. В том же 1990-м году Надира обвинили в хищении 380 миллионов фунтов стерлингов у PPI. Бизнесмен, как утверждали прокуроры, выводил средства компании в финансовые учреждения за пределы Великобритании. Позже деньги оседали в Турции и на Северном Кипре - на счетах предприятий, принадлежавших самому Надиру, членам его семьи и друзьям (схема транзакций представлена на сайте BBC News). Надир заявлял о своей невиновности.
Суд над бизнесменом должен был состояться в 1993 году, но незадолго до первого заседания Надир, нацепив фальшивые усы и парик, сел на частный самолет и отправился к себе на родину - на Северный Кипр. Речи об экстрадиции в Великобританию не шло, так как Турецкая Республика Северного Кипра признавалась (и признается) независимым государством только турецкими властями и, соответственно, не имеет дипломатических отношений с Великобританией.
Казалось, что бизнесмена ждет спокойная и обеспеченная старость в компании молодой жены и четверых детей, но в 2010 году Надир внезапно вернулся в Великобританию. В 1990-е годы, пояснил Надир, он не верил в возможность вынесения справедливого приговора, а теперь готов защищать свое имя и добиться справедливости.
Процесс над Надиром начался в январе 2012 года. Суд присяжных рассматривал только 13 из предполагаемых 66 эпизодов хищения со стороны Надира. Бизнесмен продолжал утверждать, что не присваивал средства PPI. Он заявил, что суммы денег, которые снимались со счетов компании в лондонских банках, оседали на счетах PPI в финансовых учреждениях Северного Кипра. На просьбу предоставить доказательства этих транзакций Надир заявил, что делал вклады в турецких лирах, причем наличными. Прокуроры подсчитали, что для этого бизнесмену пришлось бы привезти в банки стопку банкнот, в 300 раз превышающую высоту Колонны Нельсона.
20 и 22 августа суд присяжных вынес обвинительный вердикт по десяти из 13 эпизодам хищения. Надира признали виновным в хищении 29 миллионов фунтов стерлингов в период с 1987 по 1990 год. 23 августа Надира приговорили к десяти годам тюрьмы. Бизнесмен, однако, сможет ходатайствовать об освобождении, отсидев лишь половину срока.
Впрочем, точка в истории с Polly Peck International еще не поставлена. Вероятно, решение суда будет опротестовано. Кроме того, суду предстоит определить сумму компенсации кредиторам PPI и установить, на что именно были потрачены деньги компании. Тем более, что возможным бенефициаром считается Консервативная партия Великобритании, которая в свое время получила от Надира 440 тысяч фунтов стерлингов. Само собой, консерваторы и слышать не хотят о возвращении денег турецко-британского магната.