Экономика
21:35, 24 августа 2012

Сядут, поговорят Через неделю во Владивостоке стартует саммит АТЭС

До саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке осталось чуть больше недели. На встречу приедут руководители 21 экономики АТР. На подготовку к саммиту, который считается исключительно протокольным мероприятием, было потрачено более 20 миллиардов долларов, а строительство объектов к нему не прекращалось несколько лет.

Самое главное мероприятие саммита - встреча глав государств и правительств экономик АТЭС - назначено на 8-9 сентября, однако так называемая "неделя саммита" стартует во Владивостоке 2 сентября. В рамках нее пройдут встречи министров иностранных дел и торговли, молодежный форум и деловой саммит АТЭС - на него съедутся представители бизнеса, крупные инвесторы, экономические чиновники, ученые и эксперты.

Россия, как хозяйка мероприятия, намерена представить на нем собственную программу. Полностью она, естественно, не известна, но определенные обрывочные сведения все-таки есть. Главными темами для обсуждения Россия заявила региональную интеграцию, развитие транспортной системы, инновационное сотрудничество, а также продовольственную безопасность - то есть все то, что уже неоднократно обсуждалось как в рамках самого АТЭС, так и на других международных форумах. Чтобы понять, чего стоит ожидать от саммита АТЭС, следует узнать больше о самой организации.

За все хорошее против всего плохого

Доля стран-участниц АТЭС в мировой экономике. Инфографика РИА Новости, Роман Ярош. (Нажмите, чтобы увеличить)
Lenta.ru

Организация АТЭС (APEC) была создана в 1989 году по инициативе Австралии и Новой Зеландии. Она не имеет какой-либо жесткой организационной структуры, и фактически ее главным органом является саммит, в ходе которого главы государств могут встретиться в неформальной обстановке, а в формальной - подвести итоги за прошлый год существования организации. Также постоянными работающими органами АТЭС являются консультативные советы министров экономики, торговли и иностранных дел и рабочие группы по отдельным отраслям. Они собираются несколько чаще.

В АТЭС входит 21 экономика (используется именно такой термин, так как Тайвань представлен в организации, но не признается отдельной страной). В сумме участники организации контролируют около половины мировой торговли и валового мирового продукта. Тот факт, что АТЭС является крупнейшей региональной организацией в мире играет ей как на пользу, так и во вред.

С одной стороны, в организации представлены такие крупные экономики, как США, Канада, Россия, Мексика, Австралия, Япония и Китай, что делает ее по-настоящему представительной структурой. С другой - очевидно, что настолько разные государства с подчас противоречивыми интересами вряд ли смогут найти много общих точек соприкосновения. Поэтому в отличие от Евросоюза или даже Таможенного союза Россия - Белоруссия - Казахстан, где идут активные процессы по созданию единого экономического пространства, АТЭС в полной мере интеграционной группировкой считать нельзя.

Саммит АТЭС в Гонолулу на Гавайях, 2011 год. Фото Reuters. (Нажмите, чтобы увеличить)
Lenta.ru

Еще в начале 1990-х АТЭС поставила перед собой цель - до 2020 года создать в регионе систему открытой и либеральной торговли. Однако каких-либо серьезных шагов, в том числе связанных со снижением пошлин, со стороны организации сделано не было. Это не удивительно - таким крупным игрокам, как США или Китай, проще договариваться друг с другом в рамках ВТО или проводить "либерализацию" в своих мелких региональных интеграционных блоках, в которых меньше противоречий между участниками.

Кроме того, решения органов АТЭС не являются обязательными для исполнения и носят в основном рекомендательный характер. В результате большинство мероприятий АТЭС воспринимаются наблюдателями именно как протокольные и декларативные, также как и вся организация в целом. Удастся ли России в рамках протокольного саммита поднять важные для нее вопросы и быть при этом услышанной - вопрос спорный. Что касается экономической выгоды от самого недельного мероприятия, то речи о ней даже не идет.

Саммит АТЭС во Владивостоке уникален тем, что, в отличие от своих предшественников, он проходит в городе, который еще несколько лет назад был совершенно не готов к встрече высоких гостей. Обычно, понимая протокольность и финансовую бесперспективность мероприятия, хозяева саммита проводят его в крупных экономических центрах или столицах, чтобы не очень-то тратиться на какие-либо дополнительные объекты. Так, в 2005-2011 годах мероприятие последовательно состоялось в корейском Пусане, столице Вьетнама Ханое, австралийском Сиднее, столице Перу Лиме, Сингапуре, японской Иокогаме и в Гонолулу на Гавайях. О какой-либо конкуренции за место хозяина саммита, в отличие от тех же олимпиад, естественно, говорить не приходится.

Город-сказка

"Если бы саммита АТЭС не было, его стоило бы придумать", - говорил в начале 2011 году тогда еще президент России Дмитрий Медведев. Объяснение того, почему Россия, в отличие от предыдущих хозяев саммита, запланировала в связи с ним глобальную стройку, достаточно простое: целью мероприятия является не столько прием президентов у себя в гостях, сколько развитие российского Дальнего Востока.

Инвестиции в рамках подготовки к саммиту составили около 680 миллиардов рублей (более 20 миллиардов долларов) - почти столько же стоит Олимпиада в Сочи. В общей сложности на территории Владивостока было построено более 50 объектов, крупнейшими из которых являются мосты через пролив Босфор Восточный и через бухту Золотой Рог, а также кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русский, где и пройдут мероприятия.

Мост на остров Русский. Фото РИА Новости, Виталий Аньков.
Посмотреть фотогалерею с открытия моста 1 августа 2012 года
Lenta.ru

Мост через бухту Золотой Рог соединяет две части Владивостока, разделенных морем, и призван решить транспортные проблемы города. Мост через Босфор Восточный соединяет континентальную часть города с островом Русский. Кроме того, в рамках подготовки к саммиту во Владивостоке появились очистные сооружения (город долгое время был единственным в России, не имеющим систем очистки стоков), реконструированы водопровод и электрические сети, в том числе построены новые подстанции, а также реставрирован "гостевой маршрут", по которому в город приедут гости саммита. Также был реконструирован аэропорт Кневичи, в котором появился новый пассажирский терминал. Кроме того, он был соединен с Владивостоком (аэропорт находится в городе-спутнике Артеме) скоростной железной дорогой.

Все эти объекты на данный момент (по крайней мере, так заверяют власти) готовы к эксплуатации, а некоторые уже активно используются. В свою очередь, некоторые грандиозные стройки в срок, похоже, закончены не будут. Так, не полностью готовы две пятизвездочные гостиницы, в которых должны были расселять гостей саммита. Правда, в июне 2012 года, когда губернатор Приморья Владимир Миклушевский говорил, что гостиницы не успели сдать в срок, он отмечал, что они и изначально были резервным вариантом расселения гостей.

Вообще вопрос, успеют ли власти в срок, был главным в ходе подготовки к саммиту. Но кроме него в адрес организаторов были и другие нарекания. Прежде всего, местные предприниматели оказались недовольны тем, что в проекте, который позиционировался как поддержка местного бизнеса, участвовали в основном крупные московские компании.

Кроме того, звучали вопросы и по поводу самой целесообразности объектов саммита. Так, не совсем понятно, почему дальневосточный университет нужно было строить на острове без инфраструктуры с населением в несколько тысяч человек - его можно было бы разместить на континентальной части за чертой города, что удешевило бы строительство. Прежде всего за счет того, что не понадобился бы мост на остров Русский. На минуточку, стоимость строительства моста, кампуса университета и двух не сданных в срок гостиниц составляет около 34, 60 и 20 миллиардов рублей соответственно. В то же время в городе остаются нерешенными значительное число проблем, таких как нехватка детских садов или отсутствие парковок (это, кстати, тоже создает пробки). Да и в целом состояние тех же дорог в Приморском крае вряд ли можно назвать удовлетворительным.

Очевидно, что власти рассчитывают на Владивосток как на мощный имиджевый проект, который должен привлечь в Приморский край инвестиции. Сам Дальний Восток намерен представить на мероприятии проекты по производству электроэнергии для Японии на Сахалине (в качестве сырья предлагается использовать уголь), по переработке биоресурсов и древесины, а также проект по созданию в Приморье соевого кластера. Для всех проектов планируется привлечь иностранных инвесторов.

Но в целом подготовка к саммиту, конечно, создает ощущение аврала - тот же мост через бухту Золотой Рог открыли только в августе. Остается надеяться, что над содержанием мероприятия все-таки работали без спешки.

< Назад в рубрику