Мир
21:39, 30 августа 2012

Я знаю, кто убийца В деле Улофа Пальме появились новые подозреваемые

Британской и шведской прессе стало известно, что в 2011 году жена миллиардера Ханса Кристиана Раузинга Ева рассказала одному из шведских журналистов, что знает, кто убил Улофа Пальме, и даже может показать, где спрятано орудие убийства. Казалось бы, надо взять и допросить Еву или, на худой конец, ее мужа, но сделать это сейчас уже невозможно: Ева в мае 2012 года умерла при загадочных обстоятельствах, а Ханс Кристиан проходит курс реабилитации после того, как обнаружил труп жены, но в течение двух месяцев скрывал его от полиции.

Убийство шведского премьер-министра Улофа Пальме в 1986 году - одна из главных загадок современной криминальной истории. 26 лет бесплодных поисков орудия убийства, более сотни признавшихся в том, что именно они застрелили Пальме, оправдание судом главного подозреваемого, слухи о причастности к смерти премьер-министра спецслужб всего мира - в общем, по этому делу хоть сейчас можно было бы снимать сериалы и писать детективные бестселлеры, если бы не одно "но" - пока полиция даже близко не подобралась к исполнителям и заказчикам убийства.

Интерес к этому делу в прессе возникает раз в несколько лет. Последний раз всплеск активности был вызван тем, что со дня убийства прошло ровно четверть века. Тогда "Группа Пальме" (Palmegruppen, специальное подразделение в шведской полиции) отчиталась, что работа не прекращается, так как ежедневно к ее сотрудникам поступает информация о потенциальном убийце, и всю ее надо проверять. Местные газеты под шумок считали миллионы крон, которые были потрачены на не принесшую пока никаких результатов работу, а простые шведы только разводили руками: все больше и больше жителей страны полагают, что это убийство не будет раскрыто никогда.

Версий за четверть века накопилось предостаточно. Улоф Пальме, в отличие от других шведских премьеров, вел активную внешнюю политику, протестовал против апартеида, ввода советских войск в Чехословакию, критиковал США за их политику на Ближнем Востоке; на период его руководства страной пришлись волны иммиграции в Швецию из Югославии, Чехословакии, Венгрии и других стран, сам Пальме, как говорят недоброжелатели, участвовал или хотел участвовать в качестве лоббиста в нескольких не самых чистых сделках по поставке шведского оружия на Ближний Восток и в Азию. В общем, в "нейтрализации" Пальме могли быть заинтересованы спецслужбы едва ли не всего мира, что дало повод для самых невероятных спекуляций в духе "теории заговора".

По другим версиям, убийство могло быть в значительной степени случайным - вполне возможно, что убийца хотел, скажем, "наказать" наркодилера, но перепутал его с премьер-министром. Наконец, не исключены и личные мотивы - главный подозреваемый по этому делу, Кристер Петтерссон, был алкоголиком, наркоманом, вором, обвинялся в непредумышленном убийстве и мог напасть на Пальме, просто чтобы прославиться или чтобы отомстить за несложившуюся жизнь.

Петтерссона арестовали в 1988 году и даже сочли его вину доказанной - главным образом, на основе показаний жены Улофа Пальме Лизбет, которая видела преступника в момент убийства. Тем не менее, суд высшей инстанции приговор отменил - из-за того, что не были ясны мотивы убийства, и из-за того, что так и не стало понятно, из какого оружия стрелял преступник. Уже в конце 90-х появились новые доказательства причастности Петтерссона к убийству, однако новых обвинений против него выдвинуто не было, а в 2004 году он умер. Перед смертью Петтерссон вроде бы признался в том, что причастен к убийству, но даже если он и был исполнителем, то "заказчик" Пальме все равно неизвестен.

По данным шведской полиции, всего в убийстве Пальме признались 130 человек - разного рода сумасшедших и проходимцев, которым скучно жить на свете, хватает и в благополучной северной стране. Никто из них убедительных доказательств представить не смог, так что сейчас следствие находится в тупике.

Семья наркоманов

По данным шведских и британских СМИ, Ева Раузинг в июне 2011 года отправила по электронной почте шведскому журналисту Гуннару Валю письмо, в теме которого значилось: "Я знаю, кто убил Улофа Пальме". Жена миллиардера, как полагают журналисты, выбрала именно Валя из-за того, что он написал несколько книг про Улофа Пальме, в которых защищал Кристера Петтерссона и пытался найти других подозреваемых.

Валь первым делом удивился и попросил Раузинг как-нибудь доказать, что это именно она. Тогда миллиардерша прислала ему свою фотографию, после чего сомнений у журналиста не осталось. Так началась переписка Валя и Раузинг.

Ева Раузинг в 1996 году. Фото (c)AP
Lenta.ru

История эта была бы неполной, если сперва не рассказать о некоторых особенностях четы Раузинг. Ева Раузинг (до замужества Кемени) - американка, которая никогда не знала, что такое бедность: ее отцом был исполнительный директор PepsiCo, а мужем стал сын основателя империи упаковки Tetra Pak Ханс Кристиан Раузинг. Его состояние Forbes в 2011 году оценивал в 10 миллиардов долларов.

Богатой чете нравились "богатые" развлечения - оба они употребляли тяжелые наркотики, причем в хранении кокаина и героина чету Раузингов обвиняли еще в 2008 году. В мае 2012 года Ева Раузинг при загадочных обстоятельствах умерла в своей квартире в Лондоне. "При загадочных", потому что установить, что именно произошло, полиции было затруднительно: Ханс Кристиан продержал ее труп дома в течение двух месяцев - ее обнаружили только в начале июля. Тем не менее, даже после такого срока медики смогли понять, что Ева была "под кайфом".

Сам Ханс Кристиан в августе 2012 года за укрывательство трупа был приговорен к 10 месяцам тюремного заключения с отсрочкой наказания в два года: сперва он должен пройти курс реабилитации и избавиться от наркозависимости.

Новый мотив

Итак, что же сообщила Раузинг Валю? По словам Евы, "правду" об убийстве Улофа Пальме она узнала от своего мужа, который хранил тайну все эти годы. Убийцей (его имя не называется), по мнению Ханса Кристиана, был один из бизнесменов - он якобы опасался, что Пальме на посту премьер-министра может угрожать деятельности его компании.

Кроме того, Ева утверждает, что знает, где хранится орудие убийства. Валь советовал обратиться Еве в ту самую "Группу Пальме" и вроде бы даже она успела начать переговоры с ней - во всяком случае, полиция обращение миллиардерши подтверждает, но никаких других комментариев по этому делу пока не дает. Таким образом, неизвестно, рассказала ли Ева о том, где найти оружие.

На месте убийства Улофа Пальме. Фото из архива (c)AFP
Lenta.ru

Опубликованная переписка Евы и Валя вызывает много вопросов, которые в первую очередь ставят под сомнение адекватность миллиардерши, страдавшей от наркозависимости. В нескольких местах она пишет, что на 100 процентов уверена в виновности лица, подозреваемого ею в убийстве, называет его "нехорошим" человеком, в других - сомневается в его вине и отмечает, что переживает за него. Она даже утверждает, что несколько раз писала подозреваемому и тот не опроверг ее предположений.

Ева пишет, что Улоф Пальме умер от выстрела в шею, но в официальных материалах говорится о том, что пуля попала между лопаток, задев позвоночник. Кроме того, по мнению миллиардерши, два выстрела были произведены из револьвера калибра .22, а не .357 Magnum, как утверждает следствие. Впрочем, по словам оружейного эксперта, которые приводит Dagens Nyheter, полной ясности с этим нет - если бы использовался второй вариант, то пуля не прошла бы навылет, а осталась в теле шведского премьер-министра; если первый, то пуля должна была бы оказаться сильно деформированной, в то время как ее нашли целой и невредимой (есть мнение, что две найденные полицией пули подкинули на место преступления позднее: их обнаружили через 37 часов после убийства). Гильз от пуль не нашли и найти не могли - револьверы их после себя не оставляют.

Наконец, намеки Евы не дают ответа на вопрос, как убийца сумел выследить Пальме. В тот злополучный вечер 28 февраля 1986 года премьер решил пойти в кинотеатр со своей семьей спонтанно - около 20:00 по местному времени, а в 23:21 он уже был убит. Даже если предположить, что о планах Пальме убийца узнал за три часа до террористического акта, то все равно непонятно, как за столь короткое время можно было спланировать и осуществить сложную операцию.

В одном из писем Ева Раузинг полушутя (а может, и серьезно, из контекста письма это не очень понятно) пишет, чтобы Валь занялся расследованием, если она неожиданно умрет - раз уж она призналась убийце, что знает его тайну. Таким образом, не исключено, что в деле Улофа Пальме появилась вторая жертва.

Удивительно, что шведские газеты не принялись тут же обзванивать людей из окружения Ханса Кристиана и перечислять подозреваемых - в конце концов, не так сложно найти людей, которые в 1986 году могли переживать из-за своего бизнеса и быть в плохих отношениях с Пальме и - одновременно - знали бы семью Раузинг. Тем не менее, в шведских СМИ, видимо, считают, что этим должна заниматься полиция.

Убийство Улофа Пальме в 1986 году стало для многих символом краха "народного дома" - системы всеобщего благополучия и равенства в Швеции с ее низким уровнем преступности, высокими зарплатами и налогами, большим числом бесплатных программ для нуждающихся и огромными пенсиями. Не сказать, чтобы после этого все разрушилось, - Швеция по-прежнему остается одной из самых благополучных стран мира, - но "идеальные" времена прошли. Неизвестный убийца показал, что премьер-министры, конечно, могут без всякой охраны ходить в обычные, неправительственные кинотеатры, на самые обычные сеансы, но всегда есть риск, что их там убьют.

< Назад в рубрику