Россия
22:35, 30 августа 2012

Сделано в России Конкуренты «АвтоВАЗа» увеличат производство иномарок

Алексей Михалев
Завод Volkswagen в Калуге
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

В преддверии 1 сентября, когда вступит в силу закон об утилизационном сборе за ввоз в Россию иномарок, сразу несколько крупных иностранных компаний объявили о планах увеличить объем сборки своих автомобилей на российских заводах. Лидер отечественного автопрома «АвтоВАЗ», в свою очередь, заявил о намерении вложить 5,58 миллиарда рублей в развитие собственного производства и повысить качество своих машин.

Иномарки местной сборки давно стали привычным явлением среди автомобилистов. Крупнейшие международные компании (включая Ford, Toyota и Volkswagen) на сегодняшний день открыли свои производства по всему миру. В России насчитывается уже более десятка заводов, собирающих автомобили ведущих иностранных брендов.

Открытие сборочных линий в странах, где те или иные марки машин пользуются большой популярностью, в первую очередь, выгодно самим автопроизводителям. И на это есть целый ряд причин. Во-первых, таможенные пошлины за ввоз запчастей и комплектующих повсюду существенно ниже, чем за ввоз готовых автомобилей. Во-вторых, сборка машин в США, Германии или Японии стоит намного дороже, чем, например, в России. В-третьих, собранные «на местах» автомобили продаются в странах производства заметно дешевле и, следовательно, пользуются большей популярностью у покупателей.

Особенно актуальным вопрос о стоимости произведенных в России автомобилей стал в связи с введением с 1 сентября утилизационного сбора за ввоз иномарок (произведенные в России автомобили такой пошлиной не облагаются). Сбор будет рассчитываться из базовой ставки в 20 тысяч рублей и повышающего коэффициента, размер которого для новых машин составит от 17,2 до 110 тысяч рублей, а для подержанных — от 106 до 700,2 тысячи рублей. Несколько дешевле (от двух до трех тысяч рублей) обойдется ввоз в Россию машин физическими лицами.

Вместе с тем, несмотря на относительно меньшую стоимость, автомобили известных брендов, произведенные в России, заслужили сомнительную репутацию и, как считается, отличаются более низким качеством сборки и материалов отделки. При этом среди автолюбителей бытует мнение, что чем больший объем работ выполняется на российском заводе, тем ниже качество машины. К примеру, собранный из уже готовых и покрашенных узлов автомобиль (крупноузловой метод сборки) считается надежнее, чем его же близнец, собранный по полному циклу (сборка на месте мелких узлов и покраска). Самыми ненадежными принято считать машины, собранные из запчастей местного производства.

Наибольшей популярностью в России пользуется крупноузловая сборка машин. Одной из первых такую сборочную линию в 2002 году в Ленинградской области запустила американская компания Ford. За десять лет завод во Всеволожске выпустил более полумиллиона автомобилей Ford Focus и Ford Mondeo.

Создание собственного производства в России позволило Ford войти в десятку лидеров на российском автомобильном рынке. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первую половину 2012 года компания реализовала в России свыше 63 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей (девятое место в общем зачете). При этом Ford Focus занимает в России четвертое место по уровню продаж, уступая по популярности среди новых иномарок лишь корейской Hyundai Solaris.

Освоив российский рынок, Ford принялся расширять свое производство. В феврале 2011 года американская компания совместно с Sollers открыла автомобильный завод в Елабуге. Изначально на нем выпускались только коммерческие автомобили Ford Transit (которые широко используются в качестве «маршруток»), однако в июле 2012 года Ford и Sollers объявили о планах расширить производство в Татарстане и собирать на елабужском заводе автомобили Ford Kuga, S-MAX, Galaxy и Explorer.

Практически одновременно с Ford о намерении расширить производство в России объявил другой американский автомобильный гигант — General Motors, выпускающий на российском рынке машины под марками Chevrolet, Opel и Cadillac. Согласно информации, размещенной на сайте компании, до 2018 года инвестиции GM в российское производство вырастут вдвое — до одного миллиарда долларов. При этом мощности завода в Шушарах (Санкт-Петербург) увеличатся с 98 до 230 тысяч автомобилей в год, а объем производства на совместном с «АвтоВАЗом» предприятии в Тольятти — с 95 до 120 тысяч машин в год. По итогам шести месяцев 2012 года GM реализовала в России свыше 136 тысяч автомобилей.

Параллельно GM намерена обновить линейку собираемых в России машин. По словам топ-менеджера компании Дэна Акерсона (Dan Akerson), на заводе в Шушарах начнется производство нового седана Opel Astra, мировую премьеру которого решили провести в конце августа на Московском международном автосалоне ММАС-2012. Официальный представитель компании в России Джим Бовензи (Jim Bovenzi), в свою очередь, в интервью «Интерфаксу» рассказал о планах компании с 2015 года выпускать в Тольятти новую версию внедорожника Chevrolet Niva. Планирует ли GM расширять производство машин на своем третьем российском заводе в Калининграде («Автотор»), неизвестно.

В конце августа о планах к 2015 году в два раза (до 150 тысяч машин) поднять продажи автомобилей объявила японская компания Mitsubishi. В 2011 году продажи компании в России составили чуть более 74 тысяч машин, а по итогам первой половины 2012 года — 32,2 тысячи автомобилей.

В отличие от GM и Ford японская компания большую часть своих машин в Россию импортирует. Однако эта ситуация вскоре может измениться. Mitsubishi входит в альянс с Peugeot и Citroen и намерена наладить сборку своих машин под Калугой на заводе «ПСМА Рус». Сейчас там ведется крупноузловая сборка автомобилей Peugeot 308 и 4007, Citroen С4 и С-Crosser. В июле завод приступил к полному циклу сборки бюджетного седана Peugeot 408. В дальнейшем по такой же схеме в Калуге планируется собирать новый седан Citroen C4L и кроссовер Mitsubishi Outlander нового поколения. С 2013 года на заводе также начнется сборка внедорожника Mitsubishi Pajero Sport.

Помимо «ПСМА Рус» в Калуге действует завод концерна Volkswagen, на котором сейчас собираются автомобили Volkswagen Polo и Tiguan, а также Skoda Fabia и Octavia. Как стало известно, с середины 2013 года на заводе возобновится сборка автомобилей премиального бренда Audi. О каких именно моделях идет речь, пока не известно. Топ-менеджер Audi Руперт Штадлер (Rupert Stadler) намекнул, что в Калуге могут начать крупноузловую сборку Audi А4, А6, Q5 и Q7.

Ранее сообщалось о планах Volkswagen расширить в России производство автомобилей под маркой Skoda. В частности, в 2014 году в Калуге начнется производство бюджетного лифтбека Skoda Rapid. Кроме того, VW намерен выпускать на калужском заводе атмосферные автомобильные двигатели объемом 1,6 литра.

Автомобили, принадлежащие Volkswagen, по оценкам АЕБ, в общем зачете занимают вторую строчку по уровню продаж в России среди автомобильных концернов после альянса «АвтоВАЗа» с Renault и Nissan. За первое полугодие 2012 года Volkswagen реализовал на российском рынке 152 тысячи машин.

Лидеры по производству машин в России также не отстают от конкурентов. Так, Renault и Nissan объявили о намерении выпускать в России сразу несколько новых моделей. Кроме того, Renault наладит в Тольятти производство шасси для своих автомобилей и бензиновых двигателей. Такие двигатели в будущем могут ставиться не только на автомобили Renault, но и на другие машины альянса, относящиеся к классу «С».

В общей сложности альянс выпускает свои автомобили на четырех российских заводах: в Тольятти и Ижевске («АвтоВАЗ»), в Москве (завод Renault «Автофрамос») и Санкт-Петербурге (Nissan и Infiniti). Суммарный объем продаж автомобилей трех компаний в России по итогам января-июня 2012 года составил 430 тысяч единиц, причем 250 тысяч из них приходится на «АвтоВАЗ».

Сам «АвтоВАЗ», несмотря на фактическое поглощение альянсом Renault-Nissan, сдавать свои позиции на российском рынке не намерен. В конце августа «АвтоВАЗ» объявил о намерении кардинально (до 39 месяцев) сократить сроки разработки новых моделей и существенно повысить качество своей продукции. На эти цели до 2017 года будет выделено 5,58 миллиарда рублей.

Другим важным для компании шагом стал приход на должность главного дизайнера Стива Маттина (Steve Mattin), ранее работавшего над обликом автомобилей Mercedes и Volvo. Под руководством Маттина был создан прототип Lada Xray, премьера которого состоялась на ММАС-2012. Как сообщалось, Xray ляжет в основу дизайна будущих поколений «Лады».

Впрочем, пока что о будущем бренда Lada известно немного. К 2016 году «АвтоВАЗ» обещал представить новый внедорожник (который придет на смену «Ниве»), а к 2017 году — новое поколение Lada Priora. В преддверии Московского автосалона «АвтоВАЗ» провел рестайлинг своей популярнейшей модели Lada Kalina и начал оснащать машины автоматической коробкой передач японской фирмы JATCO.

Как именно будет выглядеть российский автомобильный рынок в ближайшие годы, загадывать сложно. По мнению экспертов, уже через год число иномарок в стране превысит число автомобилей отечественных брендов. При этом российскому авторынку, несмотря на введение заградительных мер в виде утилизационного сбора, прочат стабильный рост. Так, уже в 2014 году Россия может выйти на первое место в Европе по количеству проданных машин. И на большинстве из них будет стоять клеймо «Сделано в России».

< Назад в рубрику