В России ведется разработка собственных автономных необитаемых подводных аппаратов для выполнения спецзаданий. С таким заявлением в пятницу, 31 августа, выступил начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Шлемов. По его словам, к созданию отечественных АНПА, способных выполнять диверсионные и противодиверсионные задачи, Россия шла с конца 1980-х годов.
Как рассказал Анатолий Шлемов, которого цитирует РИА Новости, ВМФ СССР в 1989 году решил отказаться от использования малых подводных лодок (типа "Пиранья") для выполнения диверсионных и противодиверсионных задач. Военные посчитали, что такие операции целесообразней проводить без участия человека и поручать их роботизированным средствам. "Таким же путем идут США", - пояснил собеседник агентства.
Справедливости ради стоит отметить, что подводные беспилотники уже вовсю используются российскими военными. Так, Минобороны закупало британские АНПА Tiger и Pantera+ производства компании Seaeye Marine для выполнения поисковых и спасательных операций. Как отмечал представитель Черноморского флота Игорь Фролов, аппараты хорошо себя зарекомендовали на учениях спасательных сил флота.
В конце 2011 года в дополнение к британским АНПА Черноморский флот закупил телеуправляемый автономный необитаемый подводный аппарат "Обзор-600" производства российской компании "Тетис-ПРО". Аппарат относится к классу малых АНПА (весит всего 15 килограммов) и может выполнять задачи на глубине до 600 метров. Скорость аппарата достигает 3,5 узла (6,4 километра в час).
"Обзор-600" оснащен манипуляторами и может поднимать грузы массой до 20 килограммов. Также в аппарате установлен гидролокатор, способный обнаруживать объекты на расстоянии до ста метров, и видеокамера. Способен ли аппарат выполнять диверсионные или противодиверсионные задачи, не известно. Кроме того, не уточняется, разработан ли аппарат российскими специалистами самостоятельно или при содействии американской компании SeaBotix. Судя по фотографиям и техническим характеристикам, "Обзор-600" является близнецом американского АНПА LBV-600-6.
Помимо разведывательных АНПА, Минобороны в феврале 2012 года объявило о намерении обзавестись аппаратами для поиска и обезвреживания морских мин. Согласно размещенному на сайте госзакупок заказу, ведомство готово выделить свыше 740 миллионов рублей на приобретение восьми аппаратов Gavia производства исландской компании Hafmynd.
В отличие от "Обзора", Gavia имеет форму торпеды и может погружаться на глубину до тысячи метров. Исландский аппарат имеет модульную конструкцию, весит до 80 килограммов и может нести широкий спектр полезной нагрузки.
Среди иностранных ВМС для подобных задач в основном применяются более компактные подводные роботы. Одним из самых популярных среди таких АНПА является многофункциональный аппарат Remus 100 производства норвежской компании Kongsberg Maritime. В настоящее время около 300 таких аппаратов стоят на вооружении 13 стран НАТО.
Remus 100 обладает небольшими размерами (длина 1,6 метра, диаметр 19 сантиметров и масса 37 килограммов) и может погружаться на глубину до 100 метров. В зависимости от установленной полезной нагрузки АНПА может выполнять как картографические или разведывательные, так и минно-тральные задачи. Для выполнения более сложных задач Kongsberg разработала глубоководные версии Remus.
Одним из лидеров в области развития автономных подводных роботов являются США. Как и коллеги по НАТО, американцы также активно закупают аппараты серии Remus, производимые компанией Hydroid (американской дочкой Kongsberg). По заказу Пентагона Hydroid модернизировала для американских военных аппарат Remus 100 до версии Remus 100-S. Подводный робот получил инерциальную систему навигации и обновленную систему обработки данных, получаемых с различных датчиков. Кроме того АНПА оснастили системой GPS, дополнительной антенной и гигабитным сетевым разъемом для более быстрого доступа к полученной аппаратом информации.
Среди собственных разработок американских компаний стоит упомянуть проект Knifefish от компании General Dynamics. Как предположил журнал Wired, аппарат будет иметь длину 5,7 метра и диаметр 53,3 сантиметра. Аппарат будет оснащен целым комплексом различных датчиков, накопителем на 12 терабайт и сможет выполнять автономные задачи продолжительностью до 16 часов. Использовать робота в основном планируется для поиска и обезвреживания мин. Двумя такими АНПА ВМС США в будущем намерены оснащать корабли ближней морской зоны. Морские испытания Knifefish, по оценкам General Dynamics, состоятся в 2017 году.
В начале мая 2012 года ВМС США объявили о разработке крупнотоннажных подводных роботов для выполнения глубоководных задач в условиях сложного рельефа морского дна. Так, аппарат будет весить около 3,5 тонны и сможет функционировать под водой на протяжении 70 суток. Использовать АНПА планируется для патрулирования, разведки, минно-тральных задач, а также боевых операций, обнаружения и сопровождения кораблей противника. Кроме того, крупнотоннажные подводные роботы смогут нести несколько миниатюрных АНПА.
Проект крупнотоннажного АНПА получил название LDUUV (Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle) и будет реализовываться в два этапа общей продолжительностью свыше 4,5 года. Среди претендентов на участие в программе называлась, в частности, компания Boeing, представившая ранее глубоководный АНПА Echo Ranger водоизмещением пять тонн. При длине в 5,5 метра и диаметре 1,27 метра аппарат способен погружаться на глубину до трех километров и автономно выполнять задачи в течение 28 часов.
Помимо США и других стран НАТО автономные необитаемые подводные аппараты, в частности, стоят на вооружении Японии и Новой Зеландии. Разработкой собственных подводных роботов также занимаются Индия и ЮАР. В конце 2010 года исследовательская компания Douglas-Westwood подсчитала, что к 2019 году крупнейшие страны мира потратят на покупку АНПА 2,3 миллиарда долларов. Из них 1,1 миллиарда пойдет на приобретение подводных роботов для военных нужд.
Российский же рынок АНПА на сегодняшний день находится в зачаточном состоянии, и угадать, как именно он будет развиваться, довольно сложно. Безусловно, у России наработан богатый опыт в строительстве подводных лодок, однако ситуация с развитием "беспилотных" технологий выглядит не слишком радужно. Так, российское военное ведомство никак не определится, закупать ли для нужд военных технически слабые отечественные БПЛА или же предпочесть им современные аппараты иностранного производства.