И пусть весь мир подождет

Выпуск «ё-мобилей» отложили до 2015 года

«Ё-кроссовер»
«Ё-кроссовер»
Изображение: «ё-АВТО»

Первые «ё-мобили», разрабатываемые компанией «ё-АВТО» при поддержке миллиардера Михаила Прохорова, могут появиться на рынке с опозданием на два, а то и два с половиной года. В понедельник, 3 сентября, стало известно о том, что генеральный директор «ё-АВТО» Андрей Бирюков не справился с обязанностями и вскоре покинет свой пост.

В условиях, когда отечественный автопром находится в кризисе, а российский рынок захватывают собранные в России же иномарки, идея создания «ё-мобилей» казалась чем-то из области фантастики. Проект стартовал в 2010 году, а уже к концу 2012 года компании «Онэксим» и «Яровит Моторс» планировали запустить в Санкт-Петербурге первый завод по сборке «ё-мобилей» мощностью свыше 40 тысяч машин в год.

Первые прототипы «ё-мобилей» появились в 2011 году. В линейке были представлены три типа кузова: кроссовер, фургон и пятидверный хэтчбек (от последнего впоследствии было решено отказаться). Автомобили по сути стали синонимом понятия «инновация» (столь любимого Дмитрием Медведевым в годы его президентства): их корпус предполагалось делать из относительно дешевых, но прочных композитных материалов, а расход топлива не должен был превышать четырех литров на 100 километров благодаря использованию гибридной силовой установки. Кроме того, автомобили планировалось поставлять с интегрированной системой навигации GPS/ГЛОНАСС, кондиционером и полным комплектом систем безопасности. И все это по цене меньше полумиллиона рублей.

Андрей Бирюков. Фото ИТАР-ТАСС, Станислав Красильников
Андрей Бирюков. Фото ИТАР-ТАСС, Станислав Красильников

Проект сразу привлек внимание общественности, и в адрес разработчиков посыпались тысячи вопросов о его жизнеспособности. Людей интересовало буквально все: справятся ли машины с сибирскими морозами, хватит ли композитному кузову прочности, как быть с техническим обслуживанием и ремонтом «ё-мобилей». И все подобные сомнения представители «ё-АВТО» с легкостью развеивали увесистыми аргументами. Машину обещали сделать простой, надежной, современной и максимально доступной. На сегодняшний день на официальном сайте «ё-АВТО» оставлено свыше 196 тысяч заявок на покупку «ё-мобилей».

Однако мечты о покорении российских дорог на новых «ё-мобилях» прогрессивным автолюбителям, похоже, придется отложить. Как пишет «РБК daily» со ссылкой на свои источники, руководители проекта «ё-АВТО» остались недовольны результатами работы генерального директора компании Андрея Бирюкова, предложив ему уйти в отставку. Сообщения о возможном уходе с поста Бирюков подтвердил агентству «Интерфакс». По его словам, руководство проектом на себя временно возьмет главный конструктор «ё-мобилей» Андрей Гинзбург. Сам Бирюков останется в проекте как соинвестор.

По словам источника «РБК», причиной скорого ухода Бирюкова стали задержки в разработке отдельных компонентов автомобилей. Так, иностранные подрядчики сорвали сроки разработки кузовов «ё-мобилей». В результате заказ пришлось отдать российским специалистам. Последние с заданием справились, но общие сроки выпуска автомобилей пришлось существенно сдвинуть.

Предположения о том, что проект «ё-мобиля» разрабатывался исключительно для продвижения фигуры Михаила Прохорова в СМИ, Бирюков в интервью «Интерфаксу» опроверг. По его словам, смена руководства компании на планах по выпуску машин не отразится, а Прохоров финансирование проекта не прекращал.

К слову, по состоянию на июнь 2012 года в «ё-мобили» было вложено свыше 80 миллионов евро. В общей сложности на две очереди завода планировалось потратить 260 миллионов евро. Кроме того, выпуск «ё-мобилей» помимо Санкт-Петербурга планировалось наладить и во Вьетнаме. Однако о степени реализации заграничных амбиций «ё-АВТО» пока ничего не известно.

Концепт-кар Lada XRAY на автосалоне ММАС-2012. Фото Александра Качкаева для «Ленты.ру». (Нажмите, чтобы увеличить)
Концепт-кар Lada XRAY на автосалоне ММАС-2012. Фото Александра Качкаева для «Ленты.ру». (Нажмите, чтобы увеличить)

В начале 2011 года в ходе онлайн-конференции на сайте «Ленты.ру» Андрей Бирюков утверждал, что возглавляемая им компания полностью уверена в успехе «ё-мобилей» и на российском рынке планирует конкурировать не с «АвтоВАЗом», а с иномарками. Тем временем на главном российском автомобильном предприятии произошли кардинальные перемены: тольяттинский завод перешел под контроль альянса Renault-Nissan, разработал программу модернизации производства и повышения качества, а главное — обзавелся новым шеф-дизайнером в лице Стива Маттина, работавшего ранее на Mercedes и Volvo.

За 2012 год «АвтоВАЗ» окончательно отказался от производства «классики» (автомобилей Lada-2107 и Lada-2104), наладил выпуск двух новых моделей (Lada Granta и Lada Largus) и провел достойный рестайлинг своей самой популярной модели Lada Kalina. В конце августа в рамках Московского международного автосалона ММАС-2012 компания представила сразу несколько новинок, включая Lada Granta с автоматической коробкой передач, электрокар El Lada (который будет использоваться на Ставрополье в качестве такси), а также концепт-кар Lada XRAY, внешность которого ляжет в основу облика будущих поколений тольяттинских автомобилей. К 2016 году волжский завод обещал представить второе поколение своего флагмана Lada Priora, а еще через год — новый внедорожник, который придет на смену «Ниве».

Впрочем, для «ё-АВТО» сейчас важны не столько успехи потенциального конкурента в лице «АвтоВАЗа», сколько собственная репутация, которую компания теряет, не успев толком заработать. Одно можно сказать наверняка уже сейчас: «ё-АВТО» из «российского чуда» превратилась в обычный российский проект со свойственными ему недостатками. Остается надеяться, что столь «инновационная» затея, пусть и с запозданием, но все же порадует российских автолюбителей.

подписатьсяОбсудить
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Итальянский афтершок
Землетрясение в Италии унесло жизни десятков человек
Нелетная погода
Почему Иран разрешил, а потом запретил России использование базы Хамадан
Землетрясение в центральной Италии
Погибли по меньшей мере 240 человек
Скованные беспроводной цепью
Рассказы домашних арестантов о жизни с электронным браслетом
На грани нервного взрыва
Зачем предприниматель Петросян захватил офис банка в центре Москвы
Все очень плохо
Почему новая холодная война опаснее старой
A Turkish army tank and an armored vehicle are stationed near the border with Syria, in Karkamis, Turkey, Tuesday, Aug. 23, 2016. Turkish media reports say Turkish artillery on Tuesday launched new strikes at Islamic State targets across the border in Syria, after two mortar rounds, believed to have been fired by the militants, hit the town of Karkamis, in Turkey's Gaziantep province. Hurriyet newspaper and other reports said the mortar rounds were fired from IS-held Jarablus, Syria.(IHA via AP)Новый поворот старой войны
Зачем Турция вошла на территорию Сирии
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон