Бывший СССР
20:35, 5 сентября 2012

Таможня подкинула проблем Украинские аэропорты остались без магазинов duty freе

Анна Козырева

В международных аэропортах Украины в начале сентября закрылись магазины беспошлинной торговли. Их опечатала таможня. Государственная служба организовала масштабную проверку документов в торговых точках. Как выяснилось, она была связана с нарушениями, допущенными самими же таможенниками. Владельцы магазинов планируют возобновить работу не позднее 10 сентября. По самым оптимистичным прогнозам, простой операторам торговых точек может обойтись в треть месячного дохода.

Первыми о приостановке работы магазинов duty freе сообщили в киевском аэропорту "Борисполь". 4 сентября его пресс-служба заявила, что точки беспошлинной торговли в режимных зонах терминалов B и D были опечатаны еще 1 сентября. Из сообщения следовало, что государственная таможенная служба Украины отозвала у операторов магазинов duty freе разрешение на торговлю. По версии сотрудников "Борисполя", произошло это из-за того, что владельцы не успели вовремя продлить договоры аренды с Фондом госимущества, а тот, в свою очередь, "слишком долго" согласовывал разрешение на продолжение работы операторов с таможенниками. В пресс-службе подчеркнули, что аэропорт "юридически не контролирует этот процесс". То есть вина за закрытие магазинов фактически была возложена на их владельцев и неторопливую работу чиновников.

В тот же день появились сообщения о том, что торговые точки беспошлинной торговли прекратили работу в аэропортах Одессы (из трех магазинов по состоянию на 4 сентября работал только один), Харькова, Львова, Донецка и Черновцов. Издание Kiev Post внесло в этот список и международный аэропорт Симферополя, хотя ранее сообщалось, что магазин duty freе там работает в обычном режиме.

Газета "Коммерсантъ-Украина" выяснила, что операторами закрытых торговых точек являются компании ANP Duty Free и ирландская Aer Rianta International. Их представители сообщили изданию, что необходимые документы - для продления разрешения на торговлю - подали в таможенную службу вовремя. Здесь стоит уточнить, что необходимость в этом у владельцев магазинов duty freе возникли после вступления в силу Таможенного кодекса и приказа Министерства финансов (номер 692 от 8 июня 2012 года), который ввел новый порядок получения разрешения на открытие магазина беспошлинной торговли. По этому приказу, все торговые точки должны были получить новые разрешения на работу с 1 по 15 сентября.

Магазин duty freе в аэропорту "Борисполь". Фото с официального сайта
Lenta.ru

Специалист по связям с общественностью ANP Duty Free Мария Белова заявила, что магазины этого оператора проверяют именно в связи с принятием нового Таможенного кодекса. "Нам сообщили, что до 10 сентября будут составлены акты проверки и, возможно, магазины откроют", - добавила она. Источник в Kyiv Duty Free (принадлежит Aer Rianta International), в свою очередь, уточнил, что в новом кодексе есть норма, согласно которой во время подобных проверок деятельность магазинов приостанавливается.

Из этих заявлений следовало, что торговые заведения пострадали из-за необходимости проверить их работу на соответствие новому законодательству.

Впрочем, вечером 4 сентября Гостаможня выпустила пресс-релиз, в котором было представлено несколько иное видение событий. Из него следовало, что масштабная проверка торговых точек duty free была связана с тем, что прокуратура нашла в их работе некие нарушения (это, получается, третья версия того, почему магазины в итоге оказались закрыты). О каких именно нарушениях шла речь, в сообщении не уточнялось.

На следующий день - 5 сентября - официальное сообщение по теме выпустила также Киевская областная прокуратура. Этот пресс-релиз буквально перевернул все с ног на голову. Из него следовало, что нарушения, из-за которых Гостаможня начала проверять магазины duty free (не во всех аэропортах, а только в киевском), допустили сами же таможенники. По данным надзорного ведомства, некие сотрудники службы незаконно согласовывали документы для получения разрешения на торговлю в режимных зонах аэропорта. По этим документам отдельные предприятия (речь идет не только о магазинах duty free, но и о кафе и ресторанах) использовали помещения в "Борисполе" по договорам аренды, срок действия которых истек. Другие же занимали большую площадь, чем было указано в договорах.

Пресс-секретарь прокуратуры Киевской области Светлана Судак в интервью Kiev Post еще раз подчеркнула, что информация надзорного ведомства касалась только киевских магазинов duty free и кафе, расположенных в "Борисполе". При этом прокуроры, по ее словам, не требовали закрывать их, а лишь уведомили о нарушениях таможенников. Те, в свою очередь, организовали собственную проверку торговых точек во всех международных аэропортах страны и якобы обнаружили там те же нарушения, что и сотрудники прокуратуры в "Борисполе". После этого, по всей видимости, таможенники и решили приостановить работу большинства магазинов duty free.

Источник "Коммерсанта" в Гостаможне подтвердил версию прокуратуры, сообщив, что нынешняя проверка касается "не субъектов, а таможенников на местах". "Нужно выяснить, какие подавались документы для получения разрешения (на торговлю - прим. "Ленты ру") и насколько законной была выдача этих разрешений", - добавил он.

По информации собеседника издания, проверка коснулась свыше 50 магазинов в 10 регионах. По самым оптимистичным прогнозам, она продлится около недели. За это время владельцы торговых точек, по данным СМИ, могут потерять до трети своего ежемесячного дохода. Аэропорты также ощутят последствия закрытия магазинов, если их операторы, например, не смогут оплатить в срок стоимость аренды торговых площадей. Некоторые воздушные порты подсчитывают убытки уже сейчас - по данным генерального директора "Борисполя" Антона Волова, которого цитирует УНИАН, из-за закрытия магазинов и кафе (которые также попали под таможенную проверку) в беспошлинной зоне аэропорт недополучает около 1 миллиона гривен (около 120 тысяч долларов) в день.

< Назад в рубрику