Борьба с пережитками "советской оккупации" в Литве с момента распада СССР не только не сбавила обороты, но и вышла на новый уровень. После того как в феврале этого года местный Центр исследования геноцида и сопротивления обнародовал список бывших сотрудников резерва КГБ, эта же организация наконец опубликовала и данные о сотрудниках Комитета во всех городах и районах республики. И предсказуемой публичной порки, очевидно, долго ждать не придется.
Всего на сайте "Деятельность КГБ в Литве" выложены 628 документов, касающихся деятельности КГБ в прибалтийской стране, ее специфики. Там же содержатся списки агентов. К сожалению, из-за наплыва желающих узнать, кто конкретно служил в органах или сотрудничал с "кровавой гэбней", сайт после публикации списков незамедлительно рухнул.
Комментируя публикацию материалов, глава Центра исследования геноцида и сопротивления Бируте Бураускайте рассказала, что документы рассортированы по отделам республиканского управления КГБ, руководству, службам, а также по территориальному признаку. Всего в Литве, по словам Бураускайте, действовали пять отделов в больших городах и 44 подотдела в городах и районах. Глава Центра затруднилась назвать точное число бывших сотрудников КГБ, проживающих ныне в Литве, однако отметила, что они исчисляются сотнями. В свою очередь, как рассказала "Ленте.ру" главный специалист Отдела по программам исторических исследований Центра Кристина Буринскайте, только по Каунасу обнаружено 300 человек, служивших в КГБ с 1960-х по 1991 год. По Вильнюсу, где свой отдел у Комитета появился только в 1981-м, насчитали 53 кадровых сотрудника, по Клайпеде - 98.
Все указанные лица попадают под действие закона о люстрации, первая редакция которого была принята в Литве еще в 1999 году. Тогда всем бывшим сотрудникам советских спецслужб запретили на 10-летний срок работать в военных структурах, на государственных предприятиях, в полиции, банках, судах, на дипломатической службе и таможнях, в правовой сфере, системе связи и учреждениях образования. В ходе первого этапа люстрации в сотрудничестве с КГБ сознались около полутора тысяч жителей республики.
В 2009 году срок запрета истек, однако чиновники из литовского Департамента госбезопасности, которые заявляли, что помогать в работе КГБ могли до 60 тысяч тайных сотрудников из числа граждан республики, настояли на втором этапе люстрации.
За некоторое время до этого, в 2007-м, литовский сейм принял новую редакцию закона. По ней бывшие агенты получали еще одну возможность в добровольном порядке сознаться в сотрудничестве с КГБ. При этом им предлагалось рассказать о других бывших агентах советских спецслужб и сдать находящиеся в их распоряжении документы. Всю подобную информацию предполагалось засекретить. А вот данные про тех, кто не решился признаться в связях с Комитетом, подлежали публикации. Помимо этого, в том же 2007-м году литовские депутаты приравняли лиц, которые состояли в резерве КГБ, к кадровым работникам, лишив их таким образом возможности занимать ряд государственных должностей.
Однако тогдашний президент Литвы Валдас Адамкус наложил вето на новую редакцию закона, и депутаты спорить с ним не стали. Но уже в 2010 году сейм все же продавил поправки, согласно которым тайные сотрудники спецслужб СССР в Литве до конца своих дней не смогут занимать руководящие посты, на которые назначают парламент, президент, премьер-министр или правительство. Они также не смогут руководить госучреждениями и школами, работать в военной сфере, на дипломатической службе и так далее. Причем, эта норма не распространяется на лиц, чьи имена в контексте сотрудничества с КГБ уже были названы ранее.
Как заявил после принятия поправок председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас, внесенные в закон о люстрации поправки устранили нарушения в законодательстве, зафиксированные Европейским судом по правам человека и противоречащие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. До этого Литва проиграла несколько дел в ЕСПЧ, который признал, что прибалтийская республика нарушала права своих граждан, запрещая им занимать определенные должности.
Помимо принятия поправок, Сейм Литвы обязал Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы предавать огласке личности тех бывших "гэбэшников", которые продолжали скрывать информацию о своем прошлом. Первая такая публикация имела место в феврале этого года, когда был обнародован список резервистов КГБ, в котором содержались 238 фамилий. На некоторых из "бывших" были приведены подробные досье.
В списке, в частности, содержались личные дела бывшего главы Департамента госбезопасности Литвы Арвидаса Поцюса и бывшего министра иностранных дел Антанаса Валениса. О сотрудничестве этих чиновников с КГБ стало известно еще в 2005 году, тогда в Литве из-за этого разгорелся нешуточный скандал, и многие считают, что именно он подтолкнул руководство республики ко второму этапу люстрации. Поцюс и Валенис признали, что в советские времена сотрудничали с органами, после чего лишились руководящих должностей.
По итогам февральской публикации также не обошлось без последствий. Бывшие резервисты КГБ были изгнаны из оппозиционной Партии труда (Стасис Стонкус и Пранас Вичюлис), и из правящей партии Союз отечества - Христианские демократы (Ромас Калвайтис и Стасис Окунявичюс). То, что это произошло именно сейчас - спустя целых шесть месяцев после публикации списка - можно объяснить близостью парламентских выборов, намеченных на октябрь: партии наперегонки стремятся "очиститься" в глазах избирателей. Хотя "охота на ведьм", как называла преследование лиц, связанных с КГБ, литовская газета Respublika, зачастую оборачивается перегибами. Так, например, связями с "гэбней" могли попенять лишь на основании того, что человек, посетивший в советское время одну из западных стран, по возвращении в СССР написал в обязательном порядке отчет о пребывании за рубежом.
С появлением второго списка чистка рядов, надо полагать, приобретет более внушительные масштабы. В то же время, по словам Кристины Буринскайте, в списке она не встретила имен политиков республиканского уровня, хотя исключать того, что кто-то может "проколоться" на местах, нельзя. Буринскайте рассказала также, что в дальнейшем Центр планирует обнародовать полные биографии граждан республики, служивших в КГБ.