На прошлой и позапрошлой неделе в США состоялись национальные съезды Республиканской и Демократической партий, во время которых Митт Ромни и Барак Обама были официально выдвинуты в президенты. Как и предполагалось, в центре заочного противостояния оказалось экономика, в провале которой республиканцы обвинили Обаму. Между тем пока избиратели отдают предпочтение действующему президенту.
Первым съезд провели республиканцы, собравшиеся в городе Тампа, штат Флорида. Правда, вместо запланированных четырех дней мероприятие продлилось всего три: в понедельник, 27 августа, в день открытия съезда, до Мексиканского залива добрался ураган "Исаак", который, как многие опасались, мог стать второй "Катриной". Уже во вторник стало ясно, что стихийного бедствия ожидать не стоит, и республиканцы приступили к работе, однако вытеснить ураган с первых полос американских газет им все же не удалось.
С самого начала стало ясно, что, несмотря на неоспоримое преимущество бывшего губернатора Массачусетса над другими однопартийцами, единодушия среди республиканцев явно не наблюдается. Начиная с первого дня работы съезда несколько демаршей устроили делегаты, поддерживающие бывшего соперника Митта Ромни на пути к номинации Рона Пола. Кроме того, обозреватели отмечали общую атмосферу если не уныния, то, по крайней мере, отсутствия энтузиазма. Не способствовало повышению боевого духа и то, что из-за сокращения графика съезда выступить не смогли многие конгрессмены.
Выдвижение Ромни и его напарника, председателя бюджетного комитета Палаты представителей Пола Райана (Paul Ryan) состоялось уже во вторник. Этому предшествовала речь супруги кандидата в президенты Энн Ромни (Ann Romney), которая, отметив, что не будет говорить о политике, тут же повела атаку на действующего президента - впрочем, не называя его имени. Однако критики действующей власти в выступлении потенциальной первой леди действительно было немного - в основном она рассказывала о своем муже, причем не как о политике, а как о любящем главе семейства, готовом положить все свои силы на служение Америке. Цель такого выступления была очевидна: изменить имидж Ромни, имеющего репутацию человека, далекого от интересов большинства граждан.
Несмотря на всеми признанную яркость и проникновенность речи Энн Ромни, общий настрой съезда оставался довольно вялым вплоть до среды, когда слово взял Пол Райан. Дав формальное согласие на свое выдвижение в вице-президенты, он в весьма резкой форме обрушился на нынешнего главу Белого дома, поставив ему в вину подрыв экономики. Речь конгрессмена произвела оживляющее действие, его снова назвали фигурой куда более яркой, нежели главный герой мероприятия. Тем не менее, вскоре в СМИ стали появляться материалы, в которых напарника Ромни уличили в передергивании фактов и даже их подмене.
Выступление самого Ромни, которое состоялось в последний день съезда, произвело куда меньший эффект. Одной из причин этого оказался внезапный моноспектакль, исполненный Клинтом Иствудом перед началом выступления кандидата. Актер, вера в которого у республиканцев была столь велика, что заранее детали его пребывания на сцене не обсуждались, устроил диалог (монолог?) с пустым стулом, символизирующим Барака Обаму, что вызвало у публики (да и у самих организаторов) довольно сильное недоумение. Впрочем, даже и без невнятного номера Иствуда речь Ромни вряд ли бы стала хитом съезда: кандидат на кресло в Белом доме говорил монотонно и торопливо, порой глотая слова, что не придало выступлению весомости. Суть же его обращения опять-таки сводилась к неспособности Обамы эффективно управлять экономикой и вести жесткий диалог с такими недружественными государствами, как Куба, Иран и Россия.
Впрочем, провальным съезд все же не стал, не последнюю роль в чем, видимо, сыграло присутствие на нем таких популярных среди республиканцев фигур, как бывший губернатор Флориды и брат экс-президента Джорджа Буша-младшего Джеб Буш и бывшая госсекретарь Кондолизза Райс. В итоге, как показал опрос, проведенный агентством Reuters совместно с исследовательской компанией Ipsos, рейтинг Митта Ромни в первых числах сентября скакнул с 42 до 45 процентов и сравнялся с показателем Обамы, который опустился на один пункт с 46 процентов. Правда, по данным другого исследования, проведенного Gallup, если 20-26 августа кандидат от республиканцев опережал президента-демократа на один пункт (47 процентов против 46-ти), то полностью противоположный результат был получен уже во время республиканского съезда, не изменившись и после его окончания.
Конвенция демократов, начавшаяся в следующий вторник, 4 сентября, в Шарлотте (Северная Каролина), также не обошлась без неприятных сюрпризов. Так, делегатам пришлось провести незапланированное голосование по вопросу о возвращении в партийную программу пункта о будущем признании Иерусалима столицей Израиля, который в 2008 году в тексте аналогичного документа присутствовал (после трех заходов он был одобрен). Кроме того, во время речи экс-президента Билла Клинтона, представлявшего кандидатуру Обамы, часть телезрителей оказалась оттянута на новый сезон американского футбола. Наконец, свои коррективы в ход проведения съезда также внесла погода: из-за дождя в финальный день глава Белого дома был вынужден перенести свое выступление с открытой арены, вмещающей более 70 тысяч человек, в помещение, где одновременно могут находиться не более 20 тысяч зрителей.
Тем не менее, общее впечатление от этой конвенции оказалось более жизнеутверждающим и оптимистичным. Повторяя сценарий оппонентов, демократы в первый день дали слово Мишель Обаме, выступление которой зрители слушали стоя. В отличие от своей возможной преемницы первая леди не стала давать каких-либо оценок противнику своего мужа. Хотя, с другой стороны, о ее отношении к политическим оппонентам можно было догадаться из общего смысла ее обращения, из которого следовало, что и она сама, и ее супруг происходят из среды самых что ни на есть рядовых американцев и лучше, чем кто-либо еще, представляют себе, с какими им приходится сталкиваться сложностями.
Что касается выступлений Клинтона и Барака Обамы, то их содержание предсказуемо оказалось ответом на критику, произнесенную неделей раньше в Тампе. Причем демократы постарались использовать такой расклад себе на пользу, сделав акцент на анализе выдвинутых претензий: доказывая необоснованность выпадов со стороны оппонентов, спикеры последовательно сравнивали свои позиции с позициями республиканцев. Так, они опровергли главный постулат сторонников Ромни о том, что при Обаме американцы стали хуже жить. По словам демократов, нынешний президент, получив страну в состоянии глубокой рецессии, сумел обратить негативные тенденции вспять, обеспечив рост занятности и производства. Они также заявили о намерении продлить действие программы медицинской помощи пожилым Medicare, уличив противников в планах сократить срок ее жизни (кстати, в том же самом Райан обвинил и Обаму, однако в уже упомянутых материалах в прессе, появившихся в тот же день, было указано, что речь идет о неверной интерпретации фактов).
Кроме того, республиканцам поставили в вину непоследовательность в вопросе преодоления колоссального бюджетного дефицита, за разрастание которого они яростно раскритиковали Обаму. По словам демократов, сокращение отрицательного сальдо с помощью понижения налогов и госраходов приведет к коллапсу всей системы. Наконец, Обама отметил, что Ромни мало что понимает во внешней политике и что его стараниями США могут вернуться в эпоху "холодной войны".
Главным же посылом демократов стало утверждение, что за один срок исправить все те проблемы, которые достались им в наследство от республиканцев, попросту невозможно. По их словам, начиная с 2008 года нынешний президент и его команда только заложили основу для дальнейшего роста, которого, если сейчас сменится власть, можно так и не дождаться.
По итогам съезда предпочтения избирателей склонились в сторону демократов. По данным опроса Reuters/Ipsos, за Барака Обаму сейчас готовы проголосовать 47 процентов респондентов, в то время как в пользу Ромни высказались только 43 процента. Схожие результаты получились и у Gallup: 49 процентов за Обаму и 44 процента за Ромни.
Несмотря на то, что в центре обоих съездов оказалась экономика, на обозревателей мероприятия произвели совершенно разное впечатление. Со стороны республиканцев СМИ отмечают неприкрытую агрессию и желание во что бы то ни стало отобрать у демократов высший государственный пост. Их оппонентов, напротив, характеризуют как реалистов, готовых на компромиссы, однако твердо знающих границы своих интересов.
Еще одним различием между партиями стала степень их сплоченности, в чем республиканцы явно уступают демократам. Самым ярким тому подтверждением стала попытка Ромни дистанцироваться от крайне правой экономической программы своего партнера, предусматривающей максимальное сокращение роли государства.
Пытаясь предсказать итоги выборов, The New York Times составила интерактивную карту, где на основе опросов показано, как проголосуют штаты. По состоянию на 9 сентября издание прогнозирует, что за Обаму свои голоса отдадут 237 выборщиков (для победы необходимы не менее 270 голосов), за Ромни - 206. Решающими сейчас остаются предпочтения жителей восьми штатов, которые еще не решили, как они проголосуют. При том, что от них делегируется 95 выборщиков, теоретически победу может одержать любой кандидат.