Экономика
22:00, 10 сентября 2012

Беги, богач, беги Самый состоятельный француз решил получить гражданство в Бельгии

Самый состоятельный бизнесмен Франции, глава концерна Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH) Бернар Арно, обратился к властям Бельгии с заявкой на получение бельгийского гражданства. В СМИ решение Арно моментально связали с резким повышением налогов для французских богачей, а общественность обрушилась на бизнесмена с критикой. Сам Арно обвинения в "налоговой эмиграции" опроверг.

Где лучше

О том, что Бернар Арно (Bernard Arnault) подал заявку на получение бельгийского гражданства, 8 сентября написала местная газета La Libre Belgique. Издание не преминуло напомнить, что Арно по размерам состояния (журнал Forbes оценивает его в 41 миллиард долларов) занимает первое место не только во Франции, но и во всей Европе.

Владелец LVMH по объемам капитала также находится на четвертом месте в мире после мексиканца Карлоса Слима (69 миллиардов долларов) и американцев Билла Гейтса (61 миллиард) и Уоррена Баффета (44 миллиарда). Очевидно, что если Арно получит гражданство Бельгии, он автоматически станет самым богатым бизнесменом и в этой стране.

Как заявил председатель комиссии по натурализации Жорж Даллемань (Georges Dallemagne), для получения бельгийского гражданства лицу, подавшему соответствующую заявку, нужно, среди прочего, доказать, что его связи со страной являются прочными и продолжительными. Арно отчасти отвечает этому требованию: хотя он постоянно живет в Париже, у него есть дом и в Брюсселе.

Впрочем, размеры состояния и другие факторы не повлияют на скорость рассмотрения заявки Арно чиновниками. Даллемань отметил, что она будет рассматриваться так же, как и все другие, в порядке общей очереди (а претендентами на гражданство Бельгии сейчас являются около 47 тысяч человек).

Просьбу Арно о бельгийском гражданстве в СМИ сразу же связали с решением французского правительства установить 75-процентный налог на доходы свыше миллиона евро в год. Повысить нагрузку на богачей во время предвыборной кампании обещал президент Франции Франсуа Олланд, известный своим заявлением о том, что он "не любит богатых". 7 сентября министр финансов страны Пьер Московиси (Pierre Moscovici) подтвердил, что такой налог будет введен. В Бельгии, для сравнения, максимальная ставка подоходного налога составляет 50 процентов.

В LVMH подтвердили, что Арно обратился за получением гражданства Бельгии, однако подчеркнули, что бизнесмен "был и остается" налогоплательщиком во Франции.

Газета The Daily Telegraph уточнила, что на рынке поговаривают о некоем "секретном" инвестиционном проекте бизнесмена, реализовать который будет проще, если Арно обзаведется двойным гражданством. Так, один из экспертов предположил, что проект может быть связан с бельгийским миллиардером Альбером Фрером (Albert Frere), другом и многолетним партнером Арно.

Несмотря на все заверения Арно в том, что он по-прежнему будет платить налоги во Франции, критики набросились на бизнесмена буквально со всех сторон. Так, лидер ультраправой партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен назвала поведение Арно "скандальным". Бизнесмен Бернар Тапи (Bernard Tapie), как и Арно, соратник бывшего президента Николя Саркози, заявил, что хотя Франция многим обязана Арно, но и он также многим обязан своей стране, предоставившей ему в кризис значительную финансовую помощь. Негласный лидер коммунистического "Левого фронта" Жан-Люк Меленшон (Jean-Luc Melenchon) так и просто назвал "таких, как Арно, паразитами".

Наконец, газета Liberation поместила на первой странице фотографию Арно с чемоданом и подписала ее "Отвали, богатый придурок". Так издание намекнуло на скандальную историю с Саркози, оскорбившим фермера в 2008 году. Когда на ярмарке в Париже один из ее участников отказался пожать Саркози руку, выразив таким образом протест против сельскохозяйственной политики в стране, глава государства, продолжая улыбаться, заявил ему: "Отвали, бедный придурок".

Платить больше

Обложка Liberation с Бернаром Арно
Lenta.ru

Как сообщил 9 сентября сам Олланд, налог на процветающих бизнесменов войдет в проект бюджета на 2013 год, верстать который правительство закончит до конца месяца. За счет повышения налоговой нагрузки бюджет Франции, как ожидается, получит до 20 миллиардов евро, а за счет сокращения расходов - еще 10 миллиардов евро. Еще в июле планировалось, что повышение налогов принесет в казну Франции 7,2 миллиарда евро.

Одновременно первый за последние 17 лет президент-социалист ответил тем, кто обвинял его в недостаточной оперативности при решении проблем, с которыми столкнулась Франция на фоне долгового кризиса еврозоны. "Я не собираюсь за четыре месяца сделать то, с чем мои предшественники не справились за пять или десять лет", - сказал Олланд. Он также добавил, что правительство действует быстро, времени не теряет и надеется восстановить национальную экономику в течение ближайших двух лет.

Решимость Олланда, надо думать, за последнее время только окрепла: до сих пор Франции удавалось избежать рецессии, однако, по последнему прогнозу местного центробанка, в третьем квартале экономика страны сократится - впервые за три года. До этого в течение трех кварталов подряд рост ВВП оказывался нулевым.

Повышенные налоговые ставки уже действовали во Франции, однако были отменены предыдущим президентом, Саркози. Таким образом, по мнению властей, у богатых французов появлялся стимул для трат в родной стране. Теперь же в СМИ стали звучать опасения, что высокие налоги отпугнут бизнесменов.

Любопытно, но никто, кажется, уже не вспоминает о том, что год назад сначала Баффет, а вслед за ним - и богатейшая женщина Европы, наследница косметической империи L'Oreal Лилиан Бетанкур (кстати, также соратница Саркози) сами призывали свои правительства увеличить налоги на богатых.

Что ж, все объяснимо: когда наступают по-настоящему тяжелые времена, каждый бизнесмен, тем более преуспевающий, начинает думать в первую очередь о себе.

< Назад в рубрику