Экономика
20:42, 11 сентября 2012

По праву сильного "Газпром" попытался отказаться от покупки газа у конкурентов

Российская газовая монополия "Газпром" с середины сентября намерена была отказаться от закупок газа у независимых производителей, но письма концерна партнерам попали в прессу, что вызвало нешуточный резонанс. В итоге монополия решила отыграть назад, но проблема осталась: "Газпрому" становится невыгодно приобретать чужой газ даже по низким ценам, а у многих производителей нет других покупателей на добытое топливо.

Когда применительно к "Газпрому" употребляется слово "монополия", обычно имеется в виду, что компания обладает исключительным правом на использование магистральных газопроводов в России и на экспорт газа из страны. Но при этом "Газпром" может считаться монополией и по другому показателю - по добыче газа. В 2011 году в России было добыто 670,5 миллиарда кубометров газа, из которых на счету "Газпрома" - 509 миллиардов (более 75 процентов).

Тем не менее, у "Газпрома" на этом рынке есть конкуренты - как ориентированные исключительно на газовый рынок компании ("Новатэк", "Итера"), так и нефтяники, которые добывают газ просто из-за того, что он есть на нефтяных месторождениях. И у тех, и у других есть только две опции по продаже топлива - либо они должны искать клиентов, которые согласились бы покупать у них газ, и потом договариваться с "Газпромом" о его транспортировке, либо просто сдавать весь газ "Газпрому" и не думать о том, куда он его денет. Экспортный рынок (за исключением одного примера, см. врез) для независимых поставщиков закрыт.

Понятно, что первый вариант гораздо выгоднее второго: от клиентов можно получить более или менее реальную цену за газ (хотя и не сравнимую с ценами топлива, поставляемого на экспорт, так как государство в лице Федеральной службы по тарифам контролирует стоимость газа внутри страны). В то же время этот вариант гораздо более сложен: надо продумывать способы доставки топлива и, кроме того, вступать в потенциальный конфликт с "Газпромом", так как тот выполняет и транспортные функции, и функции участника рынка - естественно, ему не очень хочется делиться клиентами с конкурентом.

Из-за этого многие компании выбирали второй вариант. Например, "Лукойл", для которого основным бизнесом является нефтяной, продает, по данным "Коммерсанта", почти весь свой газ "Газпрому". "Новатэк", как подсчитали "Ведомости", отдает трейдерам (в первую очередь "Газпрому") около 27 процентов добытого газа. Прибыли такие операции если и приносят, то небольшие: тот же "Коммерсантъ" пишет, что "Лукойл" продает "Газпрому" топливо по 1000 рублей за тысячу кубометров. Для сравнения, на внутреннем рынке монополия реализует добытый своими структурами газ по 3-4 тысячи рублей, а на внешнем цены доходят до 400 долларов за тот же объем.

Казалось бы, для "Газпрома" сложилась крайне выгодная ситуация: за посредничество и транспортировку топлива он получает хорошие комиссионные и должен только мечтать о том, чтобы такая ситуация сохранялась на рынке еще долгие годы. Однако в сентябре 2012 года выяснилось, что монополия хотела бы отказаться от топлива независимых производителей.

Некуда девать

В первой половине 2012 года в России было добыто 338,7 миллиарда кубометров газа, что на 2,8 процента меньше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом у "Газпрома" падение составило 6,2 процента. Монополия и рада была бы добывать больше, но она ориентируется прежде всего на спрос, а с ним у компании постепенно начинают возникать сложности как на внешних, так и на внутренних рынках. Так, Европа уже не первый год ищет способы снижения зависимости от "Газпрома", но только сейчас - с развитием спотового рынка, строительством терминалов по принятию сжиженного газа и "сланцевой революцией" в США - у ЕС есть шансы на то, чтобы в переговорах с "Газпромом" выступать с позиции силы.

Структура продаж "Газпрому", инфографика с официального сайта компании
Lenta.ru

Что касается внутреннего рынка, то на нем активизируются как раз независимые производители. Так, довольно значимым событием для отрасли стало объявление "Э.Он Россия", что она полностью отказывается от топлива "Газпрома" и его дочерних предприятий в пользу других компаний, в первую очередь "Новатэка". Для последнего это означает приток стабильного спроса: "Э.Он Россия" управляет в стране шестью ГРЭС. По подсчетам "Коммерсанта", в целом за 2012 год доля независимых поставщиков на рынке выросла с 22 до 28-29 процентов.

В результате "Газпром" оказался в парадоксальной ситуации: он вынужден был искать способы отказаться от покупок сверхвыгодного газа у других производителей, чтобы добыча на собственных его месторождениях не обвалилась. Монополия, как следует из публикаций деловых СМИ, особенно много времени на размышления не потратила и решила просто отказаться от топлива независимых производителей, покупаемого для своих нужд: отказаться транспортировать чужой газ "Газпрому" было бы не так просто.

Конкуренты гиганта

Деловые СМИ с самого начала задались вопросом, имеет ли право "Газпром" на такого рода ограничения, ведь из-за решительных действий монополии частные компании могли попасть в крайне неприятное положение: останавливать добычу - процесс дорогостоящий, найти новых потребителей быстро не получится, а хранить топливо негде - для газа нужны специальные хранилища, которые еще надо построить.

Пока неизвестно, что написано в контрактах "Газпрома" с конкурентами, но даже если по закону монополия имеет право на мгновенный отказ от газа других производителей, то остаются еще вопросы, связанные с двойными стандартами. В Европе "Газпром" сумел договориться со своими партнерами на контракты, в которых прописан принцип "бери или плати" - если импортеры не выбирают положенный объем топлива, они все равно платят "Газпрому" компенсацию за то, что фактически не выполнили условия контракта. В ЕС монополия считает такие контракты честными - логично было бы предположить, что сам "Газпром", когда он выступает в роли покупателя, тоже должен помнить об этом принципе.

Как проходили переговоры "Газпрома" с "Новатэком", "Лукойлом" и другими компаниями, пока непонятно. Сразу после того, как документы "Газпрома" о прекращении закупок попали в прессу, в "Лукойле" заявили, что достигли договоренностей с газовой монополией - нефтяники будут поставлять газ госструктуре в прежнем объеме и по прежним ценам. В "Новатэке" с "Газпромом" пока не договорились, но статус-кво сохраняется: монополия не перестала покупать газ у этой компании.

Что в то же время происходит с другими производителями, неясно. В "Итере" и "Роснефти" на действия "Газпрома" вроде бы не жалуются, а это может означать, что действия монополии носят выборочный характер - они хотели бы отказаться от контрактов только с теми, кто действительно мешает монополии.

До войны далеко

Может показаться, что конфликт независимых производителей газа и "Газпрома" может привести к полноценной войне и, как следствие, пересмотру законодательства в газовой отрасли. Предпосылки такой войны при желании легко найти не только на внутреннем рынке, но и на внешнем: "Новатэк" в середине июля вроде бы договорился с немецкой EnBW о прямом контракте на экспорт топлива, что может разрушить монополию "Газпрома".

Наконец, следы подготовки к войне можно увидеть в противостоянии лоббистов в правительстве по вопросу ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ. Сейчас независимые производители платят этот налог по ставкам в два раза меньше, чем "Газпром", но в ближайшее время ставки - как для монополии, так и для других - будут сильно повышены. Лоббисты ожесточенно обсуждают, должны ли ставки для независимых производителей по-прежнему отличаться от газпромовских.

И все же близость войны на газовом рынке кажется несколько надуманной. "Газпром" по-прежнему крупнейшая российская компания, одна из важнейших частей отечественной экономики, это главный налогоплательщик страны, жертвовать интересами которого власти не намерены. Все конкуренты "Газпрома" лояльны государству и не могут вести агрессивную политику против госмонополии. Кроме того, "Новатэк", например, еще и частично принадлежит "Газпрому", а несколько топ-менеджеров входят в управляющие органы как одной, так и другой компании.

Наконец, как показывает практика последних лет управления экономикой, если у "Газпрома" начнутся настоящие трудности на внутреннем и внешнем рынках, то власти скорее займутся не развитием конкуренции в газовой отрасли, а защитой госкомпании от частников с помощью дополнительных ограничений.

< Назад в рубрику