Бывший СССР
23:01, 18 сентября 2012

Подруга особого назначения Почему Путина считают главным защитником Тимошенко

На прошлой неделе австрийское издание Der Standard опубликовало интервью с дочерью Юлии Тимошенко Евгенией. Помимо традиционных мантр о том, что бывшая премьер Украины стала жертвой политических репрессий, Евгения признала президента РФ Владимира Путина "одним из немногих людей в мире", которые могут помочь ее матери. Комплиментарный тон высказываний Евгении вполне объясним - на протяжении последних лет Путин и Юлия Тимошенко, несмотря на все сложности в отношениях между Россией и Украиной, признавались если не друзьями, - все знают, что в политике друзей быть не может, - то потенциальными союзниками. Флер таинственности, сложившийся вокруг контактов Владимира Владимировича и Юлии Владимировны, позволял делать любые предположения.

В интервью Der Standard Евгения Тимошенко признала, что для нее будет "большой честью" встретиться с Путиным, к которому у нее накопилось много новостей, касающихся матери (к слову, ранее о помощи в освобождении у супруги Путина просил и муж Тимошенко - Александр). По словам Евгении, газовые договоренности, за которые, собственно, и отбывает семилетний срок бывшая премьер-министр, позволили избежать энергетического кризиса на Украине и исключили политический аспект из ежегодных торгов о цене на "голубое топливо". "Многие это поняли, и именно Путин, вероятно, понял это лучше всех. Путин публично поддержал ее, и он, вероятно, один из немногих, кто может разрешить этот кризис и освободить политзаключенных. Мы надеемся, что он поможет", - заявила Евгения.

Владимир Путин и Юлия Тимошенко впервые познакомились 19 марта 2005 года во время визита российского президента в Киев. Стоит напомнить, что это было то время, когда отношения между двумя странами уже начинали складываться весьма непросто в силу вектора внешней политики, избранного украинским руководством во главе с президентом Виктором Ющенко. Несмотря на весьма недвусмысленную антироссийскую риторику во время "оранжевой" революции в конце 2004 года, на встрече с Путиным Тимошенко, тогда впервые занявшая пост премьера, заверила президента РФ, что готова поддержать российские инициативы в области экономического сотрудничества.

Тогда были выдвинуты предположения, что сговорчивость Тимошенко объясняется ее желанием снять все вопросы, касающиеся уголовного преследования, которое велось против нее Главной военной прокуратурой России. Расследование касалось деятельности компании Единые энергетические системы Украины (ЕЭСУ), которую Тимошенко возглавляла еще в 90-е годы. В России Тимошенко обвиняли в даче взятки офицерам Министерства обороны РФ, и по инициативе Москвы она была объявлена Интерполом в международный розыск. А сразу после назначения Тимошенко премьером генпрокурор РФ Владимир Устинов объявил, что по приезду в Россию она будет немедленно арестована.

Юлия Тимошенко и Владимир Путин, март 2005 года. Фото Reuters
Lenta.ru

О чем договорились по этому вопросу Путин и Тимошенко в марте 2005 года, доподлинно неизвестно, но когда в апреле украинский премьер вновь засобиралась в Москву, Ющенко отменил этот визит. Позже Тимошенко начала борьбу с российскими нефтяными компаниями, пытаясь ввести на Украине государственное регулирование цен, что в итоге обернулось "бензиновым кризисом" на Украине и еще большим охлаждением между Москвой и Киевом. Казалось бы, никаких оснований для симпатии к Тимошенко у Кремля не было, однако 19 марта, видимо, была проведена не просто протокольная встреча. Иначе с чего бы Тимошенко, уже после того, как Ющенко снял ее с премьерского поста в сентябре 2005-ого, без боязни посетила Москву, пришла на допрос в прокуратуру и дала показания? Уже на следующий день уголовное дело против нее было закрыто. Визит был частным.

Некоторые украинские СМИ предположили, что в 2005 году Путин элементарно взял Тимошенко на крючок. В свое время получила распространение история о том, что Юлия Владимировна попала в поле зрения ФСБ в июле 1995 года, когда с мужем Александром якобы была задержана в московском аэропорту "Внуково" за контрабанду 100 тысяч долларов. Тогда чету, после изъятия денег и составления протокола, отпустили, но отдельную папку на нее завели и своим вниманием не оставляли. Издание DailyUA (к слову сказать, не замеченное в политической объективности) пишет, что в октябре 2004 года Службе безопасности Украины удалось получить справку ФСБ о деятельности Тимошенко, подготовленную специально для Путина. В ней, помимо солидного досье на Тимошенко, в частности, говорилось, что будущий премьер Украины "в течение ряда лет находится в активной разработке со стороны российских правоохранительных органов".

Если даже допустить, что справка эта - очередная "утка", запущенная недругами Тимошенко, то все равно, наблюдая за ее деятельностью на протяжении последних лет, трудно избавиться от ощущения, что Юлия Владимировна или чем-то обязана Кремлю, или чего-то боится, или просто крепко с ним дружит.

С конца 2005-го по конец 2007 года Тимошенко пребывала в оппозиции к Виктору Ющенко и правительствам Юрия Еханурова и Виктора Януковича. Уже в этой роли она опровергла сообщения о том, что уголовные дела против нее, возбужденные Россией, закрыты. Вообще на тот момент, если судить по ее риторике, Тимошенко стала самым патриотически настроенным политиком Украины. При этом она предпринимала колоссальные усилия для того, чтобы расшатать позиции Ющенко, который на свой лад тоже был патриотом. Но вести Украину на Запад ему в большей степени мешали не "регионалы", а именно Тимошенко, игравшая таким образом на стороне России целых два года.

Юлия Тимошенко и Владимир Путин, январь 2009 года. Фото РИА Новости, Алексей Дружинин
Lenta.ru

Причем, вновь заняв пост премьера в декабре 2007 года, Юлия Владимировна, вместо того чтобы совместно с Ющенко направить страну в объятия ЕС, вступила с президентом, к тому времени уже изрядно попортившим свой имидж, в жесткую конфронтацию. Очевидно, почувствовала, что в 2010 году на президентских выборах у нее будет реальный шанс побороться за высший пост в государстве. Но, чтобы на равных конкурировать с Януковичем и его спонсорами, Тимошенко нужны были солидные финансовые гарантии. А их всегда может предоставить Россия, получив что-либо взамен. Причем любому украинскому политику, желающему прийти к власти на российские деньги, нужно действовать крайне аккуратно, повсеместно демонстрируя свою "справжность", иначе электорат не поймет. А тот, который все равно поймет, уже давно зафрахтован Партией регионов.

Момент истины для наших героев наступил в начале 2009 года, когда Тимошенко и Путин находились в одинаковом статусе - возглавляли правительства своих стран.

Вокруг газовых контрактов, за которые Тимошенко позже получила свой срок, - ей было вменено причинение государству ущерба на миллиарды долларов, - написано уже столько, что впору составлять хрестоматию. Факты же таковы: Россия получила исключительно выгодные для себя договоренности, а Украина до сих пор вынуждена платить за топливо по общеевропейским ценам, чего ранее никогда не делала. Оставляя в стороне вопрос, кто виноват в столь печальном для Киева раскладе (Ющенко, по мнению многих, должен был понести аналогичную уголовную ответственность), следует отметить, что именно в январе 2009 года сложился тандем Путин-Тимошенко, который продолжал успешно работать вплоть до президентских выборов на Украине в 2010 году.

В ноябре 2009 года Тимошенко и Путин в очередной раз встречались в Крыму. Все отметили, что переговоры прошли в более чем дружеской атмосфере: российский премьер шутил про Михаила Саакашвили и Ющенко, которому стоило опасаться за свой галстук, а Тимошенко в ответ весело смеялась. Окружение украинского президента впало в ярость от такого "непатриотичного" поведения премьера, а сам Ющенко счел себя униженным вместе со всей страной.

И вот, в 2010-м году Тимошенко проигрывает президентские выборы, после чего лишается премьерского поста, а затем против нее возбуждают уголовное дело. Поддержка Тимошенко из России в этот момент фактически сходит на нет. Впоследствии сайт WikiLeaks опубликовал переписку агентов американской ана­литической компании Stratfor, согласно которой Путин всегда хотел иметь противовес Януковичу и планировал, что этим противовесом будет Тимошенко. Однако такое положение вещей не устраивало тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева, который на дух не переваривал Тимошенко, поскольку последняя его полностью игнорировала и предпочитала общаться исключительно с Путиным. Медведев якобы убедил Путина сделать выбор в пользу Януковича и, когда в конце 2009 года тот с частным визитом прибыл в Москву, ему было сказано, что Кремль готов отказаться от поддержки Тимошенко, если он согласится на список российских требований. "Янукович полностью согласился", - утверждалось в переписке.

Владимир Путин и Юлия Тимошенко, ноябрь 2009 года. Фото РИА Новости, Алексей Никольский
Lenta.ru

Эта история, учитывая последующее одобрение Харьковских соглашений (требование продлить аренду баз Черноморского флота РФ в Крыму содержалось в списке, представленном Януковичу), вполне похожа на правду - если не считать того, что Медведев смог в чем-то переубедить Путина. Скорее, Владимир Владимирович, уже не раз убеждавшийся, что Тимошенко очень часто меняет позицию в зависимости от сиюминутных потребностей, сам не пожелал видеть столь непоследовательного, но при этом гибкого и хитрого политика во главе Украины. Хотя некоторые украинские эксперты и убеждены, что в ходе последних президентских выборов Россия взяла сторону Тимошенко, никаких прямых свидетельств этому нет. Тем более что любое вмешательство России в украинские политические баталии может оказаться для фаворита Кремля медвежьей услугой - достаточно вспомнить поддержку Януковича в 2004-м году.

После того как в октябре 2011 года Тимошенко получила срок, Путин заявил, что удивлен "столь суровым приговором". "Я, правда, не очень понимаю, за что ей дали эти семь лет", - сказал российский премьер, добавив, что Тимошенко для него лично "не друг и не родственник". Также Путин, как позже и МИД РФ, обратили внимание украинской стороны на то, что газовые контракты были "подписаны в полном соответствии с законами России и законами Украины и международными правилами и нормами".

Уже в 2012 году Путин, избранный к тому времени президентом на третий срок, заявил, что Тимошенко, отправленная из колонии в клинику в связи с обострением межпозвоночной грыжи, может проходить лечение в России, если украинские власти дадут такое разрешение. Позже в СМИ появилась информация, что основным условием Кремля для изменения договоренностей по газу, к чему стремится официальный Киев, является пересмотр приговора Тимошенко. На фоне всего этого может сложиться впечатление, что Путин, заняв президентский пост, решил вновь пересмотреть свои украинские предпочтения. И это вполне вероятно, только дело тут, конечно, не в любви к Тимошенко. Если она и нужна Кремлю, то лишь в том смысле, о котором свидетельствуют документы Stratfor: аппетиты команды Януковича будут расти, и их нужно чем-то (или кем-то) сдерживать. В то же время сложно отрицать, что деловая, расчетливая и энергичная Тимошенко по духу Путину гораздо ближе, чем имеющий две судимости и несколько неповоротливый Виктор Янукович.

По мнению украинского политолога Дмитрия Выдрина, дружеские отношения Путина и Тимошенко - не более чем миф, созданный медиа. "Дружат не столько люди, сколько должности, поэтому если человек теряет должность, то о какой дружбе может идти речь. Наверху слишком мощная, другая энергетика, энергетика другой жизни, там нет времени на некие сентиментальные человеческие чувства, на обычные человеческие отношения", - заявил эксперт "Ленте.ру". В то же время, по словам Выдрина, надежда окружения Тимошенко на Путина - "единственная логическая стратегия", поскольку Россия будет до конца бороться за легитимность весьма выгодных для нее газовых контрактов. Ведь деньги, что вполне очевидно, гораздо более мощный аргумент, чем права человека или прочие аморфные ценности. По крайней мере, в условиях российско-украинской реальности.

< Назад в рубрику