Россия
20:41, 19 сентября 2012

Дух коммерции Фонд храма Христа Спасителя обвинил защитников потребителей в клевете

Фонд храма Христа Спасителя - светская организация, управляющая территорией храма и распределяющая выделенные на него бюджетные деньги - обвинил Общество защиты прав потребителей и лично его главу Михаила Аншакова в клевете. Поводом для обвинения послужили сомнения ОЗПП в том, что торговля на территории храма - или, как его называют защитники прав потребителей, "бизнес-центра" - осуществляется по закону. Тем временем православный активист Кирилл Фролов подозревает ОЗПП в экстремизме, а Аншакова - в попытке дискредитировать власть. Хотя скандалы преследуют кафедральный собор Москвы с момента его возрождения, сентябрьский конфликт фонда с ОЗПП имеет шансы затмить все предыдущие.

ОЗПП vs. ХХС

Первое заявление на фонд храма Христа Спасителя Общество защиты прав потребителей подало 4 июня 2012 года. ОЗПП обратилось в Хамовнический суд Москвы с просьбой - в интересах неопределенного круга потребителей - проверить ряд нарушений в работе фонда. Защитников взволновали вопросы о том, почему в торговых точках нет информации о правилах продажи товаров, ценников, книги отзывов и предложений и почему покупателям не выдаются чеки. 10 июля судья Игорь Кананович признал, что в храме Христа Спасителя мирские законы не действуют, и в удовлетворении иска ОЗПП отказал. 9 августа ОЗПП обжаловало решение Хамовнического суда в Мосгорсуде. Об итогах рассмотрения этой жалобы пока что не сообщалось.

Михаил Аншаков. Фото с сайта ozpp.ru
Lenta.ru

24 июля ОЗПП обратилось с просьбой проверить деятельность фонда в ряд других инстанций: московскую прокуратуру, государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и инспекцию ФНС России номер 4 по Москве. В своем заявлении защитники прав потребителей, опираясь на разнообразные документы, просили соответствующие ведомства разобраться, целесообразно ли тратить 372 миллиона рублей из бюджета на содержание коммерческих фирм (лишь семь процентов территории храма используются для религиозной деятельности), платит ли патриаршье подворье налоги и используются ли помещения, переданные под управление фонда, по назначению.

Госинпекция по недвижимости сначала решила было провести проверку, однако вскоре от этой идеи отказалась. Остальные ведомства молчали, зато фонд храма Христа Спасителя, как стало известно 31 июля, попросил прокуратуру привлечь ОЗПП к ответственности за клевету. 18 сентября глава общества Михаил Аншаков явился в прокуратуру, где и ему, и его организации предъявили обвинение в клевете. "Коммерсантъ" пишет, что обвинения были предъявлены административные - по части 3 статьи 5.60 КоАП РФ (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, до 500 тысяч рублей штрафа).

В то же время православный (и весьма одиозный) эксперт Кирилл Фролов обвинил ОЗПП в экстремизме (заявление в прокуратуру подано 10 августа), а лично Аншакова - в деятельности, дискредитирующей законную власть. Власть глава ОЗПП, по мнению Фролова, дискредитирует своим предложением отлучить патриарха Кирилла от церкви: Аншаков нашел аж шесть поводов для этого, о чем не преминул сообщить в суд Архиерейского собора.

Но главным противником ОЗПП и Аншакова является вовсе не Фролов, а фонд храма Христа Спасителя.

До молебна

Этот фонд существует с 1994 года. Изначально он назывался фондом финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя и был призван собирать добровольные пожертвования на восстановление собора. После того как храм был восстановлен, фонд продолжил свою деятельность: с 2004 года организация занимается управлением всей территорией церкви и ее окрестностей. Хотя официально храм Христа Спасителя числится на балансе Москвы - и на его содержание выделяются деньги из городского бюджета, на деле распоряжается этими деньгами именно фонд, а не город или патриаршье подворье.

О том, что добровольные пожертвования в адрес фонда храма Христа Спасителя вовсе не являются добровольными, СМИ писали с 2003 года. В 2007 году в прессе появились сообщения о том, что пожертвования (добровольные ли, принудительные ли) - пожертвованиями, но у фонда есть еще один источник дохода - предоставление в аренду помещений, входящих в храмовый комплекс. Аренда зала церковных соборов якобы стоит 330 тысяч рублей в сутки, банкет в Патриаршьем зале на 250 персон - 75 тысяч рублей, а фуршет в Сергиевском зале на 200 человек - 50 тысяч. Все эти цены даже были размещены на официальном сайте фонда, однако прейскурант оперативно удалили; тем не менее, интернет помнит все.

Особого скандала вокруг этих известий в 2007 году не разгорелось. Не разгорелся скандал и год спустя, когда СМИ радостно отчитались о светской тусовке в храме Христа Спасителя - дне рождения исполнительного директора фонда Василия Поддевалина. В том самом зале церковных соборов, аренда которого еще только год назад стоила 330 тысяч рублей. Чуть громче оказалось светское мероприятие, состоявшееся в ноябре 2011 года: в арт-центре "Волхонка", расположенном то ли под храмом, то ли под улицей Волхонкой, прошла вечеринка компании Vertu, возмутившая блогеров. "Мы ничего не можем поделать с таким соседством, у нас же светское государство. Но они ведут себя тихо. Когда у нас идет служба – музыку не включают", - прокомментировал тогда эту ситуацию "Московскому комсомольцу" представитель храма Христа Спасителя. Он пояснил, что арт-центр находится не на территории храма, а в помещении бывшего бассейна "Москва".

Однако все изменилось после самого главного скандала, затронувшего кафедральный собор Москвы, - "панк-молебна" Pussy Riot. Акция девушек, состоявшаяся 21 февраля 2012 года, привлекла внимание к повседневной жизни храма Христа Спасителя и к вопросу о том, чем в нем заниматься можно, а чем - нельзя.

Ключарь-президент

В апреле 2012 года в "Московских новостях" вышло обстоятельное расследование на тему того, чем же занимается фонд храма Христа Спасителя, кто им владеет и управляет, сколько и откуда денег он получает и каковы его взаимоотношения с РПЦ. Выяснилось, что в 2012 году московский бюджет выделил фонду 372 миллиона рублей, однако помимо этого организация получает деньги от продажи различной продукции на территории храма и прилегающей к ней (например, на продаже булочек из бесплатной - точнее, пожертвованной заводом - муки), сдачи офисов в аренду (так, над алтарем располагается адвокатская контора "Ваш надежный советник"), сдачи в аренду залов под различные мероприятия (об этом, собственно, писали еще в 2007 году) и от услуг вроде разрешения на фото- и видеозапись в храме (пять тысяч рублей с каждого желающего).

Василий Поддевалин во время празднования своего дня рождения в храме Христа Спасителя. Фото Коммерсантъ, Василий Шапошников
Lenta.ru

Исполнительным директором фонда с 2004 года - того самого времени, когда по распоряжению тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова фонд получил всю полноту власти в храме - является Василий Поддевалин. Его дети, Елена и Михаил Поддевалины, являются совладельцами пары дочерних организаций - мойки для машин ООО "Мытный двор" и ЧОП "Колокол". Впрочем, по данным "Известий", в сентябре 2012 года от "Колокола" Поддевалины-младшие отказались.

Материал "Московских новостей" во многом основывался на интервью ключаря храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева, которое вышло в январе 2012 года в "Журнале Московской патриархии". Тогда Рязанцев жаловался, что церковным деятелям приходится платить - безо всяких скидок! - фонду за аренду помещений, например, для воскресной школы, что пожертвования попадают в фонд, а не в храм, что отношения с фондом юридически не оформлены, а договориться с ним невозможно ни о чем. Казалось бы, перед нами - конфликт между РПЦ и фондом, который мог бы если и не изменить ситуацию в храме, то хотя бы пролить свет на деятельность Поддевалина и его подопечных. Но жалобы Рязанцева развития не получили; не потому ли, что он, будучи ключарем храма Христа Спасителя, по уставу фонда является его президентом - пусть и без особых полномочий? Президентом, надо сказать, заслужившим в 2007 году благодарность от Лужкова "за большой вклад в становление и развитие Фонда Храма Христа Спасителя и плодотворную общественную деятельность".

***

Аншаков полагает, что административное дело в отношении него и ОЗПП - это "сигнал всем, что, обращаясь с заявлением на таких 'уважаемых и достойных' людей, как руководство храма Христа Спасителя, вы получаете дело уже в отношении вас как заявителя". Остается порадоваться, что защитники прав потребителей обратились со своим заявлением до того, как Владимир Путин вернул клевету в уголовный кодекс, иначе взамен административного правонарушения их могли бы обвинить в уголовном преступлении. Впрочем, еще остаются заявления Фролова об экстремизме и дискредитации законной власти (в лице, видимо, патриарха), так что у "уважаемых и достойных людей" есть все шансы вновь превратить очередной скандал вокруг храма Христа Спасителя в уголовное дело.

< Назад в рубрику